Приложение МААМ

Конспект занятия по теме: «Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка»

Светлана Вичужанина
Конспект занятия по теме: «Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по теме :

«ВЫПОЛНЕНИЕ ЛОСКУТНОГО КВАДРАТА. ПРИХВАТКА»

Автор: Вичужанина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования МБО ДО «Станция юных техников» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 11 лет по теме : «ВЫПОЛНЕНИЕ ЛОСКУТНОГО КВАДРАТА. ПРИХВАТКА».

Публикация «Конспект занятия по теме: „Выполнение лоскутного квадрата, Прихватка“» размещена в разделах

Цели:

– дать сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях;

– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

– развивать активность и самостоятельность.

Оборудование: флизелин или светлая ткань, ткань однотонная, полоски ткани разного цвета, ватин, нитки хлопчатобумажные, игла, ножницы, линейка, карандаш, швейная машина.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Инструктаж по технике безопасности.

II. Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я:

– Перечислите распространенные приемы работы с лоскутами. (Пэчворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация.)

– Где применяли лоскутки в русских деревнях в старые времена? (Шили из них одеяла, украшали рубахи, головные уборы и т. д.)

– В чем особенность квилта? (Имеет три слоя – верх, прокладку и подкладку.)

– При помощи чего соединяют лоскуты в текстильной мозаике? (С помощью машинного шва «зигзаг».)

– В чем особенность изготовления коллажа? (Работы выполняют наклеиванием лоскутов на основу.)

– Аппликация является самостоятельным изделием или декоративным? (В основном декоративным.)

III. Теоретическая часть.

Сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.

Давно известно, что цвет играет огромную роль в любом изделии. И неудивительно, что во все времена люди, имеющие отношение к творчеству, придавали этому большое значение. Более 100 лет тому назад английский писатель О. Уайльд отметил: «Откуда возьмутся у него (ремесленника) правильные понятия о той или иной окраске, если он не видит перед собою чистых, очаровательных красок природы?»

Шитье из лоскутков, как и любое другое художественное мастерство, подчиняется классическим законам декоративно-прикладного искусства. В связи с этим в работе всегда встают две проблемы: цвет и композиция, – именно от них зависит характер и облик будущих изделий.

Законы гармонии в текстиле имеют некоторые особенности, определяющиеся свойствами материала: любая его поверхность очень выразительна, поэтому в лоскутной технике нужно использовать не только цветовые сочетания ткани, но и ее фактуру.

Чаще всего при подборе цветовой гаммы пользуются собственной интуицией, забывая (а иногда и не зная) об определенных правилах в области цвета и композиции.

Тем не менее такие знания требуются тому, кто занимается текстильным ремеслом и хочет создавать оригинальные авторские вещи.

Цветоведение – наука о цвете – известна с давних времен. Конечно, при шитье из лоскутков не понадобится его глубокое знание, но понятие об основных закономерностях расположения цветов в спектре поможет в подборе тканей.

Спектр можно представить в форме круга контрастных цветов. Каждый их них имеет дополнительный цвет – он расположен в диаметрально противоположном секторе этого круга, то есть если провести диаметр через середину сектора зеленого цвета, получим цвет, который и является дополнительным зеленому.

Проведя диаметр через секторы синего и желтого цвета, легко можно определить их дополнительные цвета. У желтого это будет фиолетовый, у синего – оранжевый и наоборот: у фиолетового – желтый, а у оранжевого – синий.

Основной цвет, расположенный рядом со своим дополнительным, кажется более интенсивным и насыщенным. Это явление носит название последовательного контраста. Два дополнительных цвета, расположенные рядом, становятся ярче – это так называемый одновременный контраст цветов.

Если поместить серые квадратики на разные цветовые фоны, они приобретут оттенки, которые будут приближаться к дополнительному цвету фона: тот, который лежит на красном, позеленеет, на зеленом – покраснеет, на синем – пожелтеет и т. д.

Красный квадратик на зеленом фоне покажется более ярким по тону, чем на желтом, потому что дополнительный цвет усилит его яркость.

Однако все основные цвета имеют очень много оттенков, поэтому, например, не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с зеленым, а желтый с фиолетовым и т. д.

Подбирая сочетания цветов в декоративной работе, надо чаще обращаться к природе, наблюдать в ней дополнительные цвета и оттенки: краски природы богаты и разнообразны. Сочетание контрастных и дополнительных цветов имеет большое значение в декоративном искусстве.

Для выразительности решений в цвете надо пользоваться тоновыми и цветовыми контрастами. Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые полоски ткани рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым – голубой, синий, фиолетовый.

Для создания впечатления глубины можно пользоваться следующим явлением: теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими, а холодные – дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Используя это явление при выполнении изделий из ромбов, можно создать видимость квадратов, выступающих из плоскости, то есть кубиков.

В процессе работы над лоскутным шитьем лоскутки, вначале как бы случайно расположенные, должны сложиться в определенный задуманный узор, в котором отдельные элементы, взаимодействуя друг с другом, образуют композиционное единство изделия.

Композиция (лат. compositio – составление, связь, соединение) и цвет делают изделие максимально выразительным, для этого все детали должны быть подобраны по цвету и каждая из них пришита на свое место, то есть один выпадающий из цветовой гаммы лоскуток ткани может испортить все изделие. Умело подобранные тона создают в помещении атмосферу уюта.

IV. Практическая часть.

Любая хозяйка хочет, чтобы ее дом был уютным и гостеприимным. И не всегда это зависит от количества вложенных средств. Терпение, желание фантазировать, эстетический вкус и многое другое помогут в оформлении интерьера. Любые изделия, сделанные в лоскутной технике, будут выгодно отличаться от магазинных.

На сегодняшнем занятии начнем работу над прихваткой, которые есть в любом доме и у любой хозяйки. На первый взгляд, без этой мелкой вещицы можно обойтись. Подумаешь, горячую кастрюлю можно взять и старой тряпкой, и полотенцем! Но, согласитесь, пользоваться аккуратными, самодельными прихватками намного приятнее. Если на кухне есть красивая посуда, полотенце и прихватки в том числе, даже приготовленные блюда будут казаться вкуснее!

Перед тем как возьмемся за работу, хочется прочитать стихотворение, которое имеет прямое отношение к понятию «волшебный лоскут».

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе – о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Лоскутный ворох, разноцветный край,

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака.

М. Пугачева

Наша прихватка будет выглядеть так :

Это широко известный сегодня модуль представляет собой квадрат, собранный из отдельных полосок разного цвета и длины, нашитых вокруг малого центрального квадрата. С давних времен считалось, что подобный квадрат символизирует основу дома – очаг с уложенными вокруг него бревнами. Обычно одна половина квадрата, разделенного по диагонали, выполняется из лоскутков светлых тонов, а вторая – из темных.

В России такой орнамент получил название «колодец».

Итак, приготовьте для работы: основу – светлую ткань или флизелин, ткань однотонную для центрального квадрата и полоски ткани различного цвета. Всю ткань разутюжьте.

Размер нашей прихватки будет 15x15 см.

I этап работы – раскрой деталей.

– Приготовьте основу с учетом припусков на швы. Ее размер будет 17x17 см.

– Далее вырежите центральный квадрат из однотонной ткани. Его размер в готовом виде должен быть 5x5 см.

– Приготовьте ткань светлых и темных тонов. С учетом припусков на швы ширина полосок составляет 4,5 см, в готовом виде – 2,5 см. Вырежите их, длину можно корректировать при шитье, обрезая лишнюю ткань.

Проведение зрительной гимнастики.

Упражнение 1. (со зрительными метками). Проследить взором полёт голубя на веточку или в домик. Изображение голубя и веточки (домика) закреплены на стене кабинета.

Упражнение 2. (со зрительными метками и поворотами головы). Дети должны проследить взглядом с поворотами головы за елочными игрушками и нарядить елочку. Бумажное изображение елочки и елочных украшений закреплены на всех стенах кабинета.

Упражнение 3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Упражнение 4. Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд, на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо, на счет 1 -6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 5. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 -15.

II этап работы – присоединение деталей.

– На готовой квадратной основе проведите карандашом диагонали. Они помогут правильно укладывать лоскутные полоски.

– В центр основы положите маленький квадрат лицевой стороной наверх так, чтобы его углы располагались на диагоналях большого, и закрепите его булавками.

– Первую полоску наложите на квадрат, совместив их верхние и боковые срезы.

– Стачайте все три детали.

Полоску отверните, шов проутюжьте.

Следующую полоску ткани наложить лицевой стороной на квадрат, совместив ее срез с боковым срезом первой полоски и второй стороной квадрата.

– Стачайте все три детали.

Полоску отверните, шов проутюжьте.

– Аналогично пришейте и проутюжьте остальные полоски.

III этап работы – сборка изделия.

– Вырежите прокладку размером 20x20 см из ткани любой расцветки, желательно той, из которой вырезан центральный квадрат.

– Вырежите прокладку размером 17x17 см из ватина.

Лоскутный верх и прокладку сложите изнаночными сторонами, проложите между ними прокладку.

– Детали скрепите булавками и простегайте по контурам всех деталей в желобок.

Остановимся на этом моменте – простегивании изделий – подробнее.

Процесс простегивания одинаков для изделий любого размера; при этом подкладка выкраивается по периметру на 9–8 см больше, чем лоскутный верх : чем больше изделие, тем больше припуск. Подкладка укладывается изнаночной стороной вверх, на нее закрепляется прокладка, сверху укладывается лоскутное полотно изнаночной стороной вниз.

Все три детали должны быть хорошо разглажены, расправлены и скреплены булавками. Затем их прометывают от центра сначала к серединам сторон, а потом к углам. После этого изделие прометывается по краю и простегивается вручную швом «вперед иголку» или на машине. Рисунки стежки могут быть разнообразными.

Для стежки на машине ее следует наладить на длинный стежок и шить обычным стачным швом, деталь при этом слегка оттягивать.

Обычно стежку делают в желобок (след от строчки) – углубление от соединительного шва на лицевой стороне работы.

– Обработайте срез бейкой.

Как выполнить окантовку изделия?

Выкроить под углом 45° косую бейку шириной 4–5 см. Подровнять края прихватки.

Бейку наложить лицевой стороной на лицевую сторону изделия и настрочить по периметру. Отогнуть на изнаночную сторону, подвернуть, приметать и пришить потайным швом к подкладке.

Выполнить петлю. Из небольшого отрезка бейки размером 4–5 см выполнить петлю, прикрепить к верхнему углу прихватки.

– Отутюжьте изделие.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: собрать информацию по использованию лоскутных изделий в народном творчестве. Зарисовать в тетрадях примеры выполнения квадратов из лоскутных полос.

В результате получается первая ступень квадрата, в которых первая полоска будет короче остальных, а последняя – длиннее.

Публикации по теме:

Занятие по ФЭМП «День рождения квадрата» в средней группе Программное содержание. Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?»,.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Приключения квадрата» Программные задачи: Закреплять сенсорные способности детей о круге, о квадрате и треугольнике; о цветах: красный, синий, зеленый,.

Конспект развивающих игр в подготовительной группе по теме «Выполнение заданий развивающего характера с детьми 6–7 лет»Конспект развивающих игр в подготовительной группе по теме «Выполнение заданий развивающего характера с детьми 6–7 лет» Приоритетная образовательная область: познание, коммуникация. Предметно-пространственная развивающая среда: тренажеры из пластиковых бутылок.

Консультация для родителей «Волшебные превращения бумажного квадрата» Волшебные превращения бумажного квадрата. Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок, родилось в Японии около 15 веков назад. Сейчас.

Мастер-класс. Кукулоскуток для лоскутного одеяла №3. КукурузоманияМастер-класс. Кукулоскуток для лоскутного одеяла №3. Кукурузомания Друзья и коллеги,многие из вас уже внесли свой вклад и сделали свой кусочек для лоскутного КУКУОДЕЯЛА!Приятно видеть ваши чудесные лоскутки.

Мастер-класс «Рукавичка-прихватка в подарок маме»Мастер-класс «Рукавичка-прихватка в подарок маме» Вось мое марта - особенный праздник. Мы всегда готовимся к нему: учим стихи, песни, игры. Покупаем подарки и сувениры. А с детьми мы делаем.

Оригами «Бумажная история, или Превращение квадрата» БУМАЖНАЯ ИСТОРИЯ, или превращение квадрата. 1. В некотором царстве, в тридевятом государстве, жили были Иван-бедняк и Федот-богач. 2. У.

Конспект занятия «Выполнение панно» (пластилиновая мозаика) Ход занятия : I. Организация начала занятия. Проверка готовности учащихся к занятию. II. Вводное слово учителя. Сообщение темы и цели занятия.

Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях Мастер – класс для родителей. «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях» Цели: в нетрадиционной форме познакомить родителей.

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по теме: «Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка»
Опубликовано: 2 июня 2016 в 21:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по теме: «Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Вичужанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД