Тихоновская Оксана
Консультация для родителей «Преодоление трудностей в обучении детей с ММД»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление трудностей в обучении детей с ММД.
В настоящее время отмечается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем, объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, у этих детей, как правило, возникают проблемы в обучении. В последних исследованиях значительную группу составляют дети с диагнозом ММД.
Публикация «Консультация для родителей „Преодоление трудностей в обучении детей с ММД“» размещена в разделах
Минимальная мозговая дисфункция-это исход легкого органического повреждения головного мозга на этапе внутриутробного развития, в процессе родов или раннего младенчества, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, трудности школьного обучения, нарушение созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния. ММД не является необратимым медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия нарушений в работе мозга. Определение «минимальные» говорит об их незначительности. Хотя незначительные не значит, что их можно игнорировать: часто именно они являются причиной проблем со здоровьем и психофизическим развитием подрастающего ребёнка, а затем и взрослого человека.
В раннем и дошкольном возрасте ребенка симптомы ММД могут не проявляться и таких детей сложно отличить от просто неорганизованных, утомляемых, капризных, повышенно подвижных. Но с момента поступления ребенка в общеобразовательную школу и началом обучения все неблагоприятные признаки ММД начинают проявляться, т. к. предъявляемые школой требования относятся именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены (память, внимание, самоуправление и др). Внешние проявления у детей с ММД, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.
В зависимости от проявлений и выраженности различной симптоматики выделяют следующие пять типов ММД:
1. Астеничный.
2. Реактивный.
3. Ригидный.
4. Активный.
5. Субнормальный.
Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на ответном бланке теста Тулуз-Пьерона. Они характеризуются также своеобразием поведенческих проявлений и функционирования психических процессов. Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью следующих факторов:
1. Ослабленность мозговой деятельности.
2. Неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных подструктур мозга.
3. Дисбаланс процессов возбуждения и торможения.
Астеничный тип. В эту группу попадают дети с исключительно повышенной умственной утомляемостью, которая выступает основой их дефекта.
Реактивный тип. Эти дети выглядят исключительно деятельными (их и называют гиперактивными, но фактически- это двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемость.
Ригидный тип. Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций).
Активный тип. По внешним поведенческим проявлениям дети, относящиеся к активному типу, могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД.
Субнормальный тип. Поведение детей этой группы не отличается чем-то особенным. Выделить их можно только на основании теста Тулуз-Пьерона.
Таким образом, у детей с диагнозом ММД могут наблюдаться следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
-Быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
-Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том
числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
-Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;
-Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
Рекомендации родителям по преодолению трудностей в учебном процессе детей с диагнозом ММД:
- Занятия должны проводиться в первой половине дня;
- Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции;
- Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
- Делите работу на более короткие, но более частые периоды.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха;
- Чаще хвалите ребенка
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ММД:
1. Повышение учебной мотивации;
2. Применение системы поощрений;
3. Использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания, обучение старшими учащимися младших школьников, повышение самооценки учащихся;
4. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
5. Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
6. Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т. д.);
(слайд8) 7. Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
8. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
9. Применение мультисенсорных техник обучения;
10. Проверка должна происходить знаний — в начале урока;
11. Избегание категоричных запретов (предложение альтернативы).
12. Развитие дефицитарных (нарушенных) функций:
-повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
13. Снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
14. Снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
15. Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке.
Диагноз-ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в ВУЗе. В этих случаях требуется только грамотное консультативное сопровождение ребенка как медицинское, так и психолого – педагогическое. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг нередко сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но это бывает возможно только в тех случаях, когда ребенок ведет здоровый образ жизни и не перегружается массой занятий, приводящих к хроническому переутомлению.
У большинства детей с ММД при соответствующем режиме обучения к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется. Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства памяти, внимания и самоуправления) могут проявиться у ребят и в старших классах, несмотря на то, что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении.
Поэтому усилия специалистов, сопровождающих ребёнка должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Игры для занятий с детьми в классе, которые может проводить психолог или педагог.
«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого. (светлые волосы, часы и т. д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
«Король сказал»
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
«Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Морские волны»
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе замирают. По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами: сначала встают ученики, сидящие за первыми партами; через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами, садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».