Журавлёва Евгения
Преемственность стандартов начального общего и дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, профессионального стандарта учителя возрастает значимость организационно-педагогических условий преемственности двух смежных уровней образования. В качестве основного организационно-управленческого вопроса выступает проблема преемственности начального общего и дошкольного образования. Вышеназванная тема подлежит изучению учеными, специалистами и практиками из самых разных направлений деятельности.
Публикация «Преемственность стандартов начального общего и дошкольного образования» размещена в разделах
В связи с вышесказанным особенную важность представляют исследования, посвященные преемственности дошкольного и начального общего образования. Вышеназванный вопрос был изучен такими специалистами, как: Боброва В. В., Архипова Ю. И., Батенова Ю. В., Борщевская Ю. М., Горева М. В., Козлова П. П., Гадиева М. С., Гришина Г. Н., Груздева И. В., Емельянова В. Г., Дмитриева С. Н., Лагутина В. Ю., Никитина Т. А., Лихачева Е. Н., Овечкина Т. А., Мельникова С. В., Новикова Г. П., Никитина Т. А., Петрова Ю. Ю., Панова Л. В. Панова, Смолеусова Т. В., Паршукова И. Л., Степанова Н. А., Сопельняк В. В., Смолкина А. Н. и др.
Отдельного внимания стоит уделить определению, которое дал Баллер Э. А. : «преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, при переходе его из одного состояния в другое».
Перемены современности требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, установления образовательных целей, которые бы учитывали личные, социальные и государственные интересы и потребности. Крайне остро проблема преемственности проявляется в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. С точки зрения Н. А. Степановой они должны привести содержание основной образовательной программы и условия ее реализации в детском саду к единым требованиям. В свою очередь это обеспечит преемственность между программами начального общего и дошкольного общего образования.
Согласно методическому письму Минобразования РФ 25.03.1994 года «Об организации взаимодействия образовательных учреждения и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования» стоит выделить актуальные и на сегодняшний день основания преемственности, обеспечивающие психологическую готовность ребенка к усвоению им программы в начальной школе.
Рассмотрим основания преемственности :
1. Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущих учеников; познавательная активность - необходимый компонент образовательной деятельности, обеспечивающий неподдельный интерес к учебе, произвольность поведения и развитие остальных крайне важных качеств личности ребенка.
2. Формирование творческого воображения в качестве направления личностного и интеллектуального развития детей. Это может быть обеспечено широким использованием сюжетно-ролевых игр, конструирования, игр-драматизаций, детского экспериментирования, различных видов художественной деятельности.
3. Развитие навыков коммуникации: общение со сверстниками и взрослыми.
4. Развитие способностей у детей в качестве способов самостоятельного решения творческих (художественных, умственных) и прочих задач, в качестве средств, которые позволяют быть успешными в различных отраслях деятельности, в том числе и образовательной.
В ходе реализации вышеуказанных программ педагогический состав начального и дошкольного образования сталкивается со множеством проблем. Педагоги отмечают, что дети приходят в школу не обученные нормам и правилам поведения. Со своей стороны, воспитатели стремятся дать детям большой багаж знаний. Родители же, со своей стороны, стараются как можно раньше передать ребенку те навыки и знания, которым могут его научить.
Одной из основных причин вышеназванной проблемы стоит отметить отсутствие сотрудничества между начальными школьными и дошкольными звеньями. Проблема преемственности как единой линии развития детей должна быть решена совместно, в результате чего дети смогут полноценно прожить дошкольный период детства и приобрести ту самую равную площадку для старта для успешного дальнейшего школьного обучения.
В целях обеспечения поставленной задачи, специалистами предлагается применять некоторые формы реализации преемственности :
1) работа с детьми: знакомство и взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с учениками и педагогами начальной школы; проведение экскурсий в начальную школу; участие в совместной образовательной и проектной деятельности, игровых программах; совместные спортивные соревнования и праздники (выпускной в детском саду, День знаний, посвящение в первоклассники и др.) первоклассников и детей старшего дошкольного возраста;
2) взаимодействие педагогов: проведение совместных педагогических советов (начальная школа и дошкольное образовательное учреждение); проведение мастер-классов и семинаров; проведение круглых столов учителей начальной школы и педагогов ДОУ; взаимодействие психологов, медицинских работников ДОУ и начальной школы;
3) сотрудничество с родителями будущих учеников: совместные родительские собрания с учителями школы и преподавателями дошкольного образовательного учреждения; проведение дискуссионных встреч и круглых столов, педагогических «гостиных»; проведение дней открытых дверей; проведение консультаций с преподавателями школы и ДОУ; проведение общих встреч родителей с будущими учителями; проведение вечеров вопросов и ответов, родительских конференций; использование визуальных средств общения (почтовый ящик вопросов и ответов, проведение выставок, использование стендовых материалов и др.).
Таким образом, организационно-педагогические условия осуществления преемственности включают в себя научно-методические (педагогические технологии, материально-технические и кадровые условия.
Итак, преемственность стандартов начального общего и дошкольного образования состоит в следующем :
- в целостном структурно-организационном подходе (требования к условиям осуществления, требования к результатам освоения и требования к структуре);
- организации инклюзивного образования;
- направленность основных образовательных программ начального школьного и дошкольного образования;
- ориентации на деятельностный подход и возрастные психофизиологические особенности каждого ребенка в отдельности;
- образовательные области дошкольного образования, в основном, соотносятся с предметами основной образовательной программы начального общего образования.
Итак, актуальность проблемы исследования определена необходимостью совершенствования организационно-педагогических условий с целью обеспечения преемственности между начальным общим и дошкольным образованием в рамках осуществления результатов освоения главных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.
Следует исследовать практические и теоретические аспекты организационно-педагогических условий в целях обеспечения преемственности результатов усвоения главных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования при помощи выполнения нижеуказанных задач:
1) установить содержание компонентов образовательных программ начального общего и дошкольного образования;
2) изучить организационно-педагогические условия преемственности начального и дошкольного уровня образования;
3) составить программу, которая включала бы организационно-педагогические условия обеспечения преемственности результатов усвоения образовательных программ начального общего и дошкольного образования;
4) провести диагностику состояния дел в практике дошкольного образования.
Реализация преемственности федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и дошкольного образования является многогранным и крайне сложным процессом, но вместе с тем позволяет детскому саду и начальной школе функционировать не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, опираясь на развитие личности ребенка и его интересов.