Есаева Юлия
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования
▼ Скачать
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)
дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности
деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в
целостной системе образования. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и
сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. На современном
этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности
Публикация «Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая
определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка
принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные
познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать
что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного
первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько
уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей,
обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского
сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут
сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения
на последующих этапах образования.
Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут
интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная
отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др. Именно эти
качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования.
Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания
детей. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и
чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
дошкольного образования являются одними из важнейших условий преемственности.
Психолого-педагогические условия подразумевают:
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей,формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. В основе образовательной
деятельности - взаимодействие взрослых и детей, ориентирование на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающих социальную ситуацию его развития.
3) Поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей друг к
другу, их взаимодействие.
4) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности.
5) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
6) Защита от всех форм физического и психического насилия
26
7) Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Адекватные психолого–педагогические условия стимулируют развитие уверенности в
себе, оптимистического отношения к жизни, дают право на ошибку, формируют
познавательные интересы, поощряют готовность к сотрудничеству и поддержку другого в
трудной ситуации, то есть обеспечивают успешную социализацию ребенка и становление его
личности.
Для условий воспитания детей необходимо создание преемственной предметноразвивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности;
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна
быть:
содержательно-насыщенной, т. е. организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
Трансформируемой-возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональной- Возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т. д.
Вариативной - Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
Доступной-Свободный доступ детейк играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной-Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и
развивающейся.
В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности :
1. Экскурсии в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя
на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой,
столовой, спортивным залом. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у
детей.
2. Участие учителей начальных классов в проведении родительских собраний в детском
саду, где они рассказывают о программах, реализуемых ими в школе, о требованиях,
27
предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления
в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных
и творческих способностей и т. д.
3. Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в
подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие
детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность
совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность.
4. Совместные педсоветы (ДОУ и школа).
5. Проведение совместных мероприятий с первоклассниками и детьми подготовительной
группы (спортивные, театральные развлечения, занятия по изо).
6. Проведение тестирования по определению «школьной зрелости» в подготовительной
группе детского сада учителем-психологом.
7. Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий «Школа будущего
первоклассника», организованных при школе.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе заключается в условии
успешного осуществления задачи подготовки детей к школе, создании условий для
реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы
воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности, сближении условий
воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с
наименьшими психологическими трудностями, естественному вхождению детей в новые
условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в
школе.