Надежда
Опыт работы «Преемственность дошкольного и начального образования»
▼ Скачать
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, проблеме обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой в рамках ФГОС.
Рассмотрен процесс организации преемственности в старших группах детского сада и в первых классах начальной школы в рамках ФГОС.
Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальное образование, дошкольники, начальная школа.
Публикация «Опыт работы „Преемственность дошкольного и начального образования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается довольно сложным, потому необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий педагогов детского сада и начальной школы.
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Их внедрение способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования связано с тем, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу, а основываться на достижениях дошкольника. Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О. С. Богданова, A.B. Запорожец, Б. Г. Ананьев, С. М. Годник, А. Г. Мороз, А. М. Пышкало, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Ю. А. Самарин и др.
В настоящее время учителям начальной школы и педагогами детского сада ведется поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе.
Педагогические условия преемственности в различных направлениях определяются А. В. Запорожцем, С. А. Лебедевой, Р. Б. Стеркиной, 3. Б. Лопосоновой, Т. А. Плотниковой и др. [1, с. 11].
Преемственность подразумевает взаимодействие образовательных организаций : детского сада и начальной школы при определении целей, задач, содержания, методов и форм работы. На этой основе возникают технологии интегрированного функционирования дошкольных и начальных образовательных учреждений. Они рассматриваются в работах С. А. Шадовой, Г. А. Смирновой, Р. Б. Стеркиной, Л. П. Тарасовой и др.
Т. Н. Астраханцева считает, что «преемственность должна осуществляться в условиях тесного взаимодействия воспитателей и учителей, как в методическом обеспечении педагогического процесса, так и в практическом его осуществлении, соблюдения преемственности в среде жизнедеятельности детей в детском саду и начальной школе, приобщения родителей к педагогической деятельности, включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместные виды деятельности, отвечающие психофизическим особенностям детей. Эти условия могут служить опорными пунктами в определении условий преемственности при подготовке детей к обучению» [1, с. 11].
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 сотрудничает с МБОУ Кантемировский лицей № 1. В связи с модернизацией системы образования возникла необходимость обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Анализ работы показал, что педагоги МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 понимают значение обеспечения преемственности между детским садом и школой. Однако несколько лет назад отмечались и некоторые сложности: несовпадение взглядов на проблему готовности к обучению в школе, формализм, нерегулярные встречи воспитателей и учителей начальной школы, слабая методическая база, отсутствие согласованности целей.
За этот период была проделана большая работа : изучена нормативно-правовая документация, определены цель и задачи, составлен план работы детского сада по осуществлению преемственности со школой.
Была разработана система работы по обеспечению преемственности, проводились консультации, круглые столы с педагогами детского сада и с учителями школы, осуществлялось сотрудничество с родителями воспитанников ДОО, проводились занятия с детьми подготовительной группы по обеспечению мотивационной и психологической готовности детей.
Благодаря проводимой работе удалось обеспечить сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, которые проводятся каждый год. Педагоги проводят родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, беседуют о выборе школы и будущих программ обучения детей.
Преемственность осуществляется по трем основных направлениям: методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы); работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Учителя начальной школы посещают занятия по развитию речи, математике, ИЗО, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы. Воспитатели старшей группы работают в контакте с учителями начальной школы : участвуют в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей; проводят родительские собрания.
Педагоги считают, что оптимальными формами осуществления преемственности являются следующие : совместная работа педагогов и родителей с психологами; открытые мероприятия в школе и детском саду, круглые столы для родителей и специалистов школы.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:
- составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
- реализация намеченного плана, то есть организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности. Работа проводилась по трем направлениям:
- работа с детьми по развитию их познавательных интересов и мотивации;
- работа с родителями по информированию их об особенностях подготовки детей к школе посредством родительского собрания, индивидуальных бесед и консультаций;
- работа с педагогами по изучению опыта их сотрудничества с учителями начальных классов посредством бесед, наблюдений, участия в обсуждении проблем преемственности в форме круглого стола.
В сентябре мы с детьми подготовительной группы посетили торжественную линейку возле здания школы. День знаний оставил яркие и незабываемые впечатления у наших детей. По дороге в детский сад дети оживленно беседовали о школе, рассказывали друг другу, как они пойдут в школу. Посещение линейки способствовало созданию праздничного настроения, формировало у детей желание вновь прийти в школу в качестве учеников.
По окончании экскурсии мы провели занятие по рисованию на тему: «Что тебе понравилось в школе». Дети отразили свои впечатления в рисунках, многие из них нарисовали себя и учительницу у доски.
В октябре мы привели детей на экскурсию в школу. Данная экскурсия преследовала цель: создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.
Было замечено, что экскурсия дошкольников способствовала :
- возникновению познавательной мотивации, проявлению желания учиться в школе;
- формированию устойчивого интереса к школе;
- снятию страха у будущих первоклассников.
Анализ проведения экскурсии показал, что у детей возник интерес к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
В октябре мы вместе с детьми изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа». Организовав игру, мы заметили, что многие дошкольники хотят быть учителем. В ходе организации сюжетно-ролевой игры «Школа» мы воспитывали у детей желание принять позицию школьника – ученика, учили подчинять свои желания коллективным.
В ноябре, в ходе физкультурного праздника была проведена игра «Кто быстрее соберёт портфель». В ходе игры у детей развивали наблюдательность, закрепили знания детей о назначении школьных предметов.
Мы организовали выставку семейных фотографий «Как мои родители учились в школе» и провели конкурс творческих рассказов родителей на тему «Как я пошел в первый класс». Рассказы родителей мы прочитали детям, организовали их обсуждение.
Мы провели беседу с детьми на тему: «Для чего нужен звонок».
В январе была организована встреча с учениками – выпускниками детского сада «Наши выпускники». Дети-первоклассники пришли в гости к детям подготовительной группы. Для детей мы подготовили развлечение.
В целом, преемственность достигалась путем следующих форм работы : посещение дошкольниками уроков, встречи с учащимися, приглашение первоклассников в садик для бесед и досуга, совместные беседы о школе, экскурсии в школу, библиотеку, рассматривание иллюстраций на школьную тематику, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни.
Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия, круглый стол «Создание картотеки дидактических игр на школьную тематику», практическая лаборатория «Развитие графических навыков детей», проводились дни открытых дверей, открытые просмотры.
В течение года были организованы беседы для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Портрет первоклассника», «Режим будущего школьника» и др.
Были составлены памятки для родителей «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.
Итак, взаимодействие с учащимися первых классов и учителями, посредством разнообразных форм работы позволит обеспечить создание условий для благоприятного вхождения учащегося в школьный мир, успешную адаптацию и развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Список литературы
1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. -Чебоксары, 2002. – 159 с.
2. Блинова В. А. Преемственность содержания и форм организации дошкольного и начального образования// Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 3 – 6.
3. Голицина Л. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием// Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 3 – 6.