Ольга Овсянникова
Опыт работы «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Представляем Вашему вниманию опыт нашей работы на тему : «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у детей II младшей группы».
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровья в настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.
Публикация «Опыт работы „Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей второй младшей группы“» размещена в разделах
Сухомлинский говорил: «Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у детей во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы.
По нашим наблюдениям, что подтверждают результаты диагностики у многих детей, посещающих нашу группу, не сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры; не соблюдают элементарные правила приёма пищи; не владеют доступными возрасту навыками самообслуживания; не умеют одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Всё это сказывается на развитии детей и способствует высокой заболеваемости.
Поэтому, мы выделили следующую проблему – добиться снижения заболеваемости детей невозможно без систематической, планомерной работы по физическому воспитанию; без использования нетрадиционных форм и методов по формированию основ ЗОЖ и организации физической активности детей.
Перед собой мы поставили следующую цель: сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Цель реализовывалась через решение следующих задач:
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
НОД
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществлялась нами следующим образом :
в ходе образовательного процесса с детьми были проведены циклы бесед: «Я и мое здоровье», «Я хочу быть здоровым», «Правильно ли мы питаемся», «В гостях у Мойдодыра», «Зачем нужно быть здоровым», «Что делать, чтобы быть здоровым и сильным».
Игры на формирование здорового образа жизни : «Вылечим Машу», «Назови части тела», «Наши помощники» (строение организма) ; «фрукты – овощи» (о пользе витаминов).
При проведении работы используем положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Для проведения НОД и игр нами создавались благоприятные условия в помещении :
- организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддерживали температуру воздуха в группе 20 -22° С.
Для формирования представлений у детей о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно утром нами в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика сопровождается музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению детей.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми проводим физические упражнения. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок и в промежуточные интервалы между НОД.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки. Учили детей закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. Для закрепления навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности нами были проведены беседы с использованием дидактических игр: «каждой вещи свое место», «кукла Таня собирается в гости», «оденемся на прогулку», "правильно держим ложку, чашку".
Закаливающие процедуры:
В своей работе также применяли нетрадиционные формы оздоровления :
Для профилактики и лечения ОРВИ использовали - самомассаж.
Основными задачами самомассажа являются:
- снятие чрезмерного нервно-мышечного и психологического напряжения;
- расслабление нервно-мышечного аппарата и создание условий для оптимально быстрого восстановления организма; Этот вид совместной деятельности настолько оказался интересен детям, что они с удовольствием ещё и ещё раз прослушивали знакомые сказки, выполняя вслед за нами те или иные движения самомассажа;
- дыхательная гимнастика этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. проводится 2-3 раза в день.
- пальчиковая гимнастика.
Углубленно работая по данному направлению, мы решаем главную задачу – сохранение и развитие здоровья детей. Для подтверждения эффективности нашей работы по данному направлению мы соотнесли результаты заболеваемости детей за прошедший период. Результаты анализа показывают, что количество случаев за год на протяжении трех лет снизилось. Так в первый год 40 случаев, во второй - 21 случай, в третий год число случаев составило 14, что на 35 % ниже, чем в первые 2 года моей работы. Всё это подтверждает эффективность созданных условий.
.