Приложение МААМ

Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе»

Мария Бояркина
Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Предстaвление педагогического опыта

Бояркиной Марии Анатольевны,

педагога - психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ардатовского муниципального района

Детский сад «Рябинка» комбинированного вида»

Я, Бояркина Мария Анатольевна, работаю педагогом – психологом в МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида. Стаж педагогической работы 15 лет, в данном детском саду 10 лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИТК. В 2020 году прошла курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО «МРИО».

Публикация «Представление педагогического опыта педагога-психолога „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

В своей работе систематически использую и реализую коррекционно – развивающую программу В. Л. Шарохоной, Ю. А. Афонькиной, системно использую программу интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей Н. Ю. Куражевой, И. А. Козловой «Цветик-семицветик» с учетом ФГОС и итогового обследования работы за год и добиваюсь позитивной динамики.

При работе с детьми большое внимание уделяю психологической готовности детей к школе.

Обоснование актуальности и перспективности oпыта.

Психологическaя готовность к школьному oбучению - oднa из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Пoд психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Модернизация системы образования в России затронула как начальную, основную и профильную школы, так и систему дошкольного образования. Этап «преддшкольного образования» введен для того что бы обеспечить равные стартовые возможности дошкольников для поступления в школу и доступности получения дошкольного образования независимо от места жительства, социального статуса и рекомендована как один из эффективных способов развития готовности дошкольников к обучению в школе.

Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению. В основе этого явления лежат самые разные факторы, как биологические, так и интеллектуальные и социальные: особенности конституции ребенка, перенесенные болезни, травмы, педагогическая запущенность и другие. В связи с этим, изучение психологической готовности детей к школе является важной и актуальной задачей и занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

В настоящее время эта проблема имеет особую значимость, так как идет резкая смена социально-экономической ситуации в обществе. В этих условиях происходят качественные (психические, психофизиологические, личностные) изменения современного ребенка - дошкольника.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Для проведения успешной психологической подготовки детей к школьному обучению, важно выявить индивидуальные особенности ребенка. С этой целью я провела исследования по определению психологической готовности детей к школьном обучению по методике Н. И. Гуткиной. Так же наблюдала за детьми во время игр и режимных моментов.

Результаты показали у 30% детей очень низкий уровень подготовленности к школьному обучению. Также были определены приоритетные направления работы по формированию эмоциональной, интеллектуальной и социальной школьной зрелости, где необходимым компонентом является профилактика школьной дезадаптации.

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС главное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольника, создающая наиболее благоприятные условия для познавательного развития ребенка. В игре дети, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Именно поэтому одним из путей формирования готовности к школе у детей я вижу в использовании дидактических игр и упражнений интеллектуального игрового характера.

Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель: изучение психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению.

Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи :

- изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной проблеме.

- раскрыть современные трактовки проблемы подготовки детей к школе.

- изучить компоненты психологической готовности к обучению в школе.

- рассмотреть особенности психологической готовности к школьному обучению 6-7-летних детей.

- провести психодиагностическое обследование психологической готовности детей к школьному обучению.

- провести коррекционную работу с детьми, имеющими недостаточный уровень психологической готовности.

Теоретическая база опыта.

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших, сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

Л. И. Божович отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Эта позиция выступает как критерий готовности к обучению в школе. Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям : ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н. И. Гуткиной, и особые экспериментальные приемы. При личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе Л. И. Божович считала мотивационный аспект.

Механизм образования познавательной мотивации на основе широких социальных мотивов путем сдвига мотива на цель был описан А. Н. Леонтьевым.

Е. Е. Кравцова определяет степень психологической готовности к школе через уровень отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе, способностью ребенка к произвольному общению с педагогом и сверстниками по поводу учебной деятельности.

Коммуникативная готовность делает возможным продуктивное сотрудничество ребенка с учителем и успешную передачу культурного опыта в процессе обучения.

Характеризуя уровень коммуникативного развития ребенка, готового к школе, В. С. Мухина говорит о том, что он выходит на новый уровень общения. Дошкольник готов к новому месту в социальном пространстве человеческих отношений. Коммуникативная готовность для В. С. Мухиной неразрывно связана с уровнем развития самосознания, рефлексии, волевых процессов.

Н. И. Вьюнова характеризует самосознание ребенка как глобальное переживание собственной ценности, веру в возможность самосовершенствования.

Р. В. Овчарова включает эмоциональную зрелость в структуру эмоционально-волевой готовности и рассматривают ее наравне с развитием произвольности, элементов волевого действия, дисциплинированности, устойчивой эмоциональности и позитивного эмоционального настроя по отношению к себе и окружающим.

Сформированность всех видов умственных способностей (сенсорных, интеллектуальных, творческих) выступает важнейшим критерием готовности ребенка к школе в исследованиях Л. А. Венгера.

Воображение дошкольника, по мысли О. М. Дьяченко, отрывается от конкретного предмета, возникают сложные структурированные замыслы, используются образы- включения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и сферы произвольности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Для реализации своего опыта работы по психологической готовности ребенка к школе было составлено перспективное планирование. Я действую в нескольких направлениях. Во-первых, создаю необходимые условия:

-специальную развивающую среду, подбираю оборудование и игрушки, которые должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность. В своей работе использую занятия в которой оказывают положительное воздействие на психику и создают дополнительный потенциал для психологической готовности детей. -подбираю методические материалы, обеспечивающие реализацию основных направлений работы согласно составленному "перспективному плану работы".

-создаю игровую мотивацию, ввожу сюрпризные моменты на занятиях.

Во-вторых, я придерживаюсь важнейших педагогических принципов :-Доступность речи, образность: сложную информацию преподношу в понятной форме, которая доступна детям соответствующего возраста и психического развития. -Принцип индивидуализации: всегда применяю индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываю его особенности, возможности здоровья, возрастной и жизненный опыт.

-Принцип наглядности: использую плакаты, предметные и сюжетные картинки, схемы, муляжи, презентации.

-Принцип занимательности –весь изучаемый материал увлекательный, интересный для детей, создает желание выполнять предлагаемые упражнения.

-Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

В своей работе по формированию готовности к школе использовала дидактические игры и упражнения.

Ежемесячно с родителями проводятся мероприятия, направленные на обучение родителей приемам готовности ребенка к школе :

-круглый стол: «Ваш ребёнок на пороге школы»

-мастер-класс: «Поиграем вместе с детьми»

-выпуск консультаций, памяток-проведение индивидуальных консультаций и выступление на родительских собраниях.

Анализ результативности.

Анализ данных показывает, что при условии игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению, учета общих закономерностей становления психологической готовности к школьному обучению наблюдаются положительных результатах:

- частично решены задачи усвоения детьми современные проблемы подготовки детей к школе.

- у детей сформировано эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность к школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя работа достигла определенных положительных результатов и целостное образование, предполагающий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, речевой сфер и сферы произвольности. помогли в формировании готовности к школьному обучению.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Формирование готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Существующая система методик позволяет квалифицированно диагностировать уровневые характеристики психологических особенностей детей, осуществлять обоснованный отбор дошкольников для поступления в школу и определять оптимальные условия организации учебно-воспитательного процесса для каждого ребенка. При этом методики позволяют не только констатировать наличный уровень развития тех или иных психических функций, но и выявляют причины, обусловливающие данный уровень. В соответствии с этим появляется возможность прогнозировать пути дальнейшего становления психологических особенностей ребенка. Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Но правильная подобранна система дидактических игр и упражнений дала положительные результаты работы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по формированию готовность к школьному обучению у детей через дидактические игры в настоящее время перенимается педагогами МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида и может быть распространен среди других дошкольных образовательных учреждений. Представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru, а также на сайте детского сада, и могут использованы в своей работе воспитателями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 00:09
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта педагога-психолога «Психологическая готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Бояркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД