Екатерина Панкова
Представление педагогического опыта по использованию мордовских народных и других видов игр
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по использованию мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учетом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста
Актуальность и перспективность опыта
Игра в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Публикация «Представление педагогического опыта по использованию мордовских народных и других видов игр» размещена в разделах
Детские дидактические и подвижные игры - это главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Игра является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Проблема остается в приобщении детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа посредством народных игр.
Новизна опыта – ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который гласит, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущее место среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре. Через все многообразие национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.
Условия формирования опыта
Социально-личностное развитие – это процесс вхождения человека в социальную среду, овладение социальным опытом, осознание себя в обществе, видения себя в других людях.
В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций образа жизни, стиля общения и взаимодействие людей, переоценка личностных эталонов и идеалов. Поэтому важнейшая задача ДОУ – помочь ребенку успешно войти в современный мир отношений с окружающими людьми. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее. И начинать надо с раннего детства.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ общения с детьми: усвоение различных знаний и умений, норм поведения осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности.
Игра по своей природе социальна, в ее основе лежат явления окружающей действительности, поэтому как ученые, так и практики в качестве составной части руководства игрой выделяют ознакомление детей с окружающим миром. Важно и то, что через игры ребенок не только познает мир, он также имеет возможность пережить еще неизвестные в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности взрослых.
Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное — заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя можно многому научиться. В своей работе нельзя ограничиваться только НОД, дети должны играть. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к учебному предмету. Опыт работы включает авторскую подборку игр на логическое мышление, развитие памяти, внимания, сообразительности.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом мордовской национальной культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные задачи
• Познакомить детей с мордовскими играми.
• Расширить представления детей о мордовских играх.
• Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.
• Прививать интерес к мордовским народным играм;
• Проанализировать технологию использования мордовских игр в работе с дошкольниками.
• Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательный интерес к национальным играм.
• Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
• Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.
• Развивать умение у детей действовать по правилам.
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение к культурному наследию.
• Воспитывать уважение к своей малой Родине.
• Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.
• Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
Теоретической базой опыта : в основу опыта положены труды В. С. Брыжинского, который говорил о том, что игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. С искусством роднит игру принцип ее творения. Устроители игрового действа — а ими являются, прежде всего, сами участники игры, — как правило, обладают образным видением, способностью наглядно представить тот или иной разыгрываемый сюжет. Как не может быть произведения без творческой индивидуальности его автора, так нет игры без самовыражения каждого из ее участников.
Также для формирования опыта работы использовались следующие методические разработки и современные технологии:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС;
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методика по определению уровня развития игровой деятельности детей.
Методологическая основа исследования.
Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебряные цепочки. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.
Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации. – Саранск, Типография «Красный Октябрь». 2001.
Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2011.
Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005.
Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. //Дошкольное воспитание 2007, №3.
Мокшин Н. Ф. Мы- Мордва! Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М. ,1982 г.
Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. - М., 1991
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.
Ушакова Е. В. : Подвижные игры. – БелГУ, 2011.
Спирин М. П. : Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010.
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
- Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.
- Наблюдение за детьми в ходе игры.
- Беседа с детьми о Мордовии, родном селе.
-Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).
А в непосредственно-образовательной деятельности, такие методы как: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время :
• показа сказок, презентаций;
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических, подвижных, музыкально-дидактических игр;
• экскурсий;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях.
Практический метод используется, когда необходимо:
• проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр.
Технология опыта
На начальном этапе начинала свою работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников игровых навыков. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому направлению, использовала различные виды деятельности.
Особое место здесь, конечно же, уделено играм – подвижным и дидактическим.
Подвижные игры, такие как: «В белочек», «В гусей и волка», «В белочек», «В круги», «В волков», «В журавлей», «Колечко», «В петушка», «В платочки», «В ворону», «Солнышко и птички», «Шарага – Варага», «В слепую старуху».
Так же мною были модифицированы общеизвестные детям игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам мордовской культуры такие как : «Цифровые пазлы», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Лото», «Наряди куклу». Эти игры воспитывают в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.
Показ сказок, презентаций, что позволяет нам донести до детей нравственные ценности, колорит его обычаев («Лиса и медведь», «Дуболго Пичай», «Портной, медведь, черт и Вирява», «Сыре –варда» и другие).
Чтение и обыгрывание воспитателем и детьми литературных произведений («Мышь и сорока» «Лиса и медвель» и другие). Это позволяет сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.
Загадывание и отгадывание мордовских загадок.
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций (рассматривание мордовского национального костюма, мордовского узора).
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя («Мой край – Мордовия моя», «Игры моего народа»).
Проводилось открытое занятие на тему: «День рождение Алдуни».
Экскурсия в краеведческий музей МОУ «Александровская СОШ» (Дети познакомились с мордовской избой).
Работа по проекту подразумевает взаимодействие с родителями. Для родителей: разработаны консультации: «Зачем детям игры?», «Воспитание игрой», «Играем с ребенком дома». Разработана памятка с советами по проведению игр.
Проводилось анкетирование на тему: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома?»
Создана картотека игр для родителей, в которые они могут играть с детьми дома.
Обогащение родительского опыта на тему : «Использование народных игр для лучшего усвоения детьми культуры мордовского народа».
Приобщая детей к национальной культуре посредством использования мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учетом мордовской национальной культуры, я добилась следующих результатов:
для детей:
- выявилась положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе ознакомления с играми.
- у детей развивается познавательный интерес к национальным играм.
- развивается внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
- развивается умение действовать по правилам.
для педагогов :
- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщения к национальной культуре.
- разработано перспективное планирование по приобщению дошкольников к национальной культуре посредством народных игр.
для родителей:
- родители ознакомлены с особенностями народных игр для детей среднего возраста;
- родители вовлечены в игровую деятельность;
- родителям дана возможность прикоснуться к самобытному миру ребенка;
- родители оценили всю значимость игры в жизни ребенка.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в том, чтобы приобретенные навыки в процессе игры в дальнейшем помогли ребенку успешно овладеть новыми знаниями.
Трудоемкость опыта заключалась в :
• В выстроении методики приобщения детей к национальной культуре, опираясь на народные игры.
• Отборе и анализе материала (народные подвижные игры, а так же дидактические игры, разработанные самим педагогом) и показа пути его включения в жизнедеятельность детского сада.
• Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности воспитателя с детьми.
Работа по проекту демонстрируется на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, идея проекта защищалась на районном конкурсе «Поиск. Технология. Успех», в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района, МДОУ «Большеелховский детский сад комбинированного вида». Обобщенный опыт работы по проекту опубликован на персональном сайте Панковой Екатерины Николаевны -https://pankova_e_n.a2b2.ru; Международном образовательном портале MAAAM.RU https://www.maam.ru/users/engorshkova2014; сайте МБДОУ.
Приложения
1. Инновационный проект –
https://a2b2.ru/storage/files/methodologicals/18111/23445_20723_PROEKT%20PANKOVA%20E.N.pdf
2. Конспект занятия по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе – «День рождение Алдуни»
https://a2b2.ru/storage/files/person/1136/section/32737/37823_37719_Otkrytoe%20zanyatie%20Den%20rozhdenie%20Alduni.pdf
3. Видео занятия «День рождение Алдуни» - https://pankova_e_n.a2b2.ru/section/6442/item/32735
4. Видео занятия на видеохостинге: https://youtu.be/ANqJiSRuM2Y