Ольга Чихляева
Информационная карта педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта педагогического опыта
I.Общие сведения
1. Ф. И. О. автора: Чихляева Ольга Михайловна
2. Город (район) : Балтайский
3. Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Садовка
4. Занимаемая должность: воспитатель группы продлённого дня
5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 18 лет, первая квалификационная категория
II.Существенные характеристики опыта
Публикация «Информационная карта педагогического опыта» размещена в разделах
6. Тема педагогического опыта : “ Развитие творческих способностей у учащихся.
7. Цели педагогического опыта : 1)научить детей к каждому делу относиться творчески и делать все для близких и друзей; 2)развивать у детей фантазию, вкус, дар данный и от рождения, природный талант к пению, рисованию, прикладному искусству, к поэзии и т. д. ; 3) расширять кругозор учащихся.
4)Краткое описание опыта.
Необходимость эстетического образования создается всеми современными педагогами, правильно смотрящими на конечную цель воспитания. Эта цель состоит в том, чтобы сделать человека человеком, т. е. возвысить, облагородить развить все его способности, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию. Степень развития можно довольно безошибочно определить по тем предметам, которые нравятся человеку, по тому, в чем он находит себе удовольствие или наслаждение. Чем грубее, не образованнее человек, чем ниже стоит его природа в нравственном отношении, тем материальнее его наслаждения, тем менее они проникнуты мыслью, тем ближе они к чисто животным влечениям. Способность наслаждаться прекрасным принадлежит к числу благороднейших способностей души, но способность эта нуждается в развитии. Эстетическое образование должно приучать человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус.
III.Описание опыта воспитателя
Цель моей работы: научить детей к каждому делу относиться творчески и делать все для близких и друзей. Развивать у детей фантазию, вкус, дар данный и от рождения, природный талант к пению, рисованию, прикладному искусству, к поэзии и т. д. Подарить детям счастье творчества, открыть и мир искусства. Возникает вопрос: с чего начинается эстетическое воспитание? С какого возраста надо приобщать детей к творчеству? Думаю, нет здесь рубежей и пределов. Ответ на это ясен; чем раньше, тем лучше. Бумага, ножницы, клей, лоскутки и вот - первый удачный штрих, неожиданный ракурс, яркое сочетание красок. Затем более сложные конструкции, более разнообразный подручный материал. И дело пошло. Нужно прежде всего не учить искусству, а пробудить в ребенке способность наслаждаться изящным. Именно поэтому сейчас одной из важнейших задач искусства становится воспитание у детей обостренного чувства природы. Особенно больше возможности у изобразительного искусства, потомy что именно оно может раскрыть весь зримый, многокрасочный мир. Но смотреть и видеть - понятия разные. Чтобы формировать у детей художественное видение, необходимо обратить внимание на поэтическое восприятие и мышление, являющиеся важнейшим компонентом творческого процесса. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам. Каждому ребенку хочется рассказать о том, что он нарисовал. Рисование развивает и речь детей. Понимание роли музыки в жизни человека пришло к людям уже в глубокой древности. Опыт передовых педагогов доказывает, что музыке можно и нужно обучать всех детей. Хотя далеко не все дети обладают музыкальными способностями. Естественно, что поначалу трудно учитывать индивидуальные особенности ребенка, и речь может идти лишь о создании для него «музыкального окружения». На протяжении десятилетий мы пренебрежительно относились к приобщению детей к народной музыке. К счастью, это не относится к нашему району и школе. Наши ученики ежегодно участвуют в фестивалях или в фольклорных праздниках, посещают танцевальный кружок. Сейчас в каждой семье есть магнитофон, почти в каждой есть фотоаппарат, книги по искусству, есть видеомагнитофоны. Только все это надо использовать по назначению с целью воспитания. Если мы не позаботимся о вкусах наших ребят, то «массовая культура» заполнит их души. Но одного зрительного восхищения и любования природой или искусством еще мало. Необходимо закрепить это творческим созиданием. Современная педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или не доразвить, или погасить. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии». Об этом же гласит и народная мудрость:
-Плохая мать дает детям много гулять. (Pyc.)
-Плохая мать от лени гонит детей в сени. Хорошая рядом сажает, делом обучает. (Pyc.)
-Чему научился в гнезде, то делает и в полете. (Кирг.)
Поэтому наряду с познавательной, оздоровительной, игровой и воспитательной формами работ практикую «Уроки занимательного труда». Мною накоплено большое количество литературы и собрана картотека по прикладному творчеству. Здесь можно без труда найти любую выкройку Для изготовления игрушек, забавные рисунки для выжигания или срисовывания, полезные мелочи для дома или подарки Есть здесь и песни, загадки, игры и сценарии мероприятий. Практическую творческую деятельность детей стараюсь организовать таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство линии, ритма, композиции, формы
и т. д. Внимательно рассматриваем образцы народного искусства. Например, белоснежные кружева — прекрасный образец применения красоты природных элементов. Когда мы их рассматривали, дети были счастливы, что узнавали в кружевах нити — паутинки, морозные узоры, растительные мотивы, змейки ручьев, солнышко и многое другое. Вся жизнь наша связана с красотой природы. Не случайно в Японии существует даже искусство составления букета—икебана. Мы тоже обращаемся к этому виду творчества,
И дети с удовольствием составляют миниатюрные икебаны, используя природный материал. Игрушка — один из самых древних видов декоративно - прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все - дети и взрослые. Прежде чем приступить к работе по определенной теме, необходимо обсудить ее, поговорить с детьми на эту тему.
Начались занятия. Оказалось все не так просто в этом деле, не сразу получается желаемая игрушка. Требуется приложить много стараний, проявить терпение, аккуратность, а главное любовь к своему делу. Мы видим, что работа над самой простой игрушкой—самоделкой является художественно — творческой и трудовой деятельностью и отвечает задачам творческого воспитания.
С самого начала учебного года я объясняю, чтобы дети знали и понимали, что их труд нужен и полезен. Игрушки, сделанные ребятами, не только для них самих, но и для других. Мы их будем дарить детскому саду, друг другу, представлять на выставки по прикладному искусству, как в школу, так и на районные выставки. Таким перспективам дети бывают очень рады и горды, что в свои 7 лет они могут сделать подарок или участвовать в выставках как взрослый человек. Это придаёт им уверенность и новые желания что-то смастерить своими руками. Каждый год к «маминому» и «папиному» дню все дети готовят подарки. Это хорошая традиция. И особенно дороги подарки, сделанные руками детей. Это бывают самые простые поделки из бумаги или ткани (объёмный цыплёнок из бумаги; открытки «Божья коровка» и «Снегирь» - аппликация + бумага; лошадка-качалка из картона). Вручаем свои подарки мы в торжественной обстановке на празднике. Многие родители не сдерживают слёз. Какой замечательный подарок! Много интересного и полезного вносят ученики и в оформление новогодних праздников в школе - делали Деда—мороза, Снегурочку, снежинки, маски и др. Как правило, дети охотно этим занимаются, и такие действия надо поощрять. Дети счастливы, когда их замечают, одобряют, когда ими гордятся: это, своего рода, стимул для развития творческих способностей детей. И для взрослых это тоже радость. Я часто наблюдала за выражением лиц взрослых зрителей, с каким интересом они рассматривают
выставленные поделки. Какие добрые улыбки на их лицах появляются при виде таких трогательных, полных очарования сказочных образов. Начиная работу по изготовлению поделок из природного материала, педагог в краткой беседе привлекает внимание детей к природному окружению. Работу из природного материала начинают с выбора темы. Затем надо подумать, из какого материала нужно выполнить поделку. Работа с природным материалом требует кропотливости, и развивают абстрактное мышление и взгляды на обычные растения.
Аппликация относится к декоративно — прикладному искусству. Существует большое количество различных видов аппликаций. Аппликация способствует развитию глазомера, чувства формы, ритма, пониманию цвета; воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии. Флористика — аппликация из природного материала,
аппликация из бумаги, объёмная, смешанная, из бытовых обоев, из ткани и аппликации в технике «Оригами» (белое по белому). Кроме декоративной работы с бумагой, красками и природным материалом, дети много и охотно лепят. Лепят овощи и фрукты, животных и людей, лепят посуду и игрушки. Лепка деталей из пластилина способствует развитию мелких мышц руки, умению делать кропотливую тонкую работу. Благодаря систематической, продуманной работе можно научить детей создавать красивые художественные вещи, поэтически смотреть на обычное окружение, привить им любовь к народному творчеству, к поиску нового.
Писатель Василий Белов сказал: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески.». Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни — к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Задача педагогов и родителей — помочь детям в развитии их вкуса и творческого отношения к окружению.
Ребёнок чувствует красоту и тянется к ней. Таким образом, переходя от более простого и доступного к более сложному, сочетая яркий эмоциональный рассказ об искусстве с организацией творческой работы детей, приучая их замечать прекрасное в природе и искусстве и наслаждаться им я хочу воспитывать в детях эстетические чувства, помочь развитию их творческих способностей.
IV.Экспертное заключение.
Обобщить опыт.
V.Выводы, рекомендации: рекомендовать предлагаемый опыт для изучения педагогами дополнительного образования, воспитателям ГПД.