Ирина Вылегжанина
Представление опыта работы «Лэпбук — как средство обучения в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
"Лэпбук - как средство обучения в условиях ФГОС ДО"
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование лэпбука.
Публикация «Представление опыта работы „Лэпбук — как средство обучения в условиях ФГОС ДО“» размещена в разделах
Лэпбук (от англ. lap – колени и book – книга) – небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными забавными деталями, в которую помещены материалы на определённую тему.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде :
• насыщенность соответствует возрастным особенностям, содержание обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников;
• полифункциональность способствует развитию творчества, воображения, возможно использование одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• вариативность – есть несколько вариантов использования каждой его части, сменяемость игрового материала, обеспечивает свободный выбор детей;
• доступность;
• безопасность – соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Несмотря на кажущуюся простоту лэпбук, с одной стороны, призван привлечь интерес ребёнка к самой папке, а с другой – это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной, интересной и увлекательной форме.
Все игровые упражнения и задания лэпбука соответствуют определённой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Его можно разработать самому, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, находящимися на бескрайних просторах Интернета.
В зависимости от назначения лэпбуки бывают :
• учебные;
• игровые;
• поздравительные, праздничные;
• автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т. д.)
Значение лэпбука для педагога :
• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• может быть формой представления итогов проектной деятельности или тематической недели. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию;
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение лэпбука для ребенка :
• способствует формированию самостоятельного поиска информации (в старшем дошкольном возрасте);
• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
• способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Лэпбук помогает :
• структурировать информацию;
• развивать познавательный интерес и творческое мышление;
• разнообразить даже самую скучную тему;
• учить простому способу запоминания;
• объединить детей, родителей и педагогов для увлекательного и полезного занятия.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка. Он в любое удобное время может открыть лэпбук, полистать его, поиграть в него и незаметно для себя с радостью повторить пройденный материал. Помимо образовательных плюсов, он может восприниматься детьми как сокровище, к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая её и аккамулируя в своей памяти.
Лэпбук «Волшебница зима»
Цель: закрепление знаний о времени года – зима (элементарных представлений о зимних природных явлениях, о зимних видах спорта и забавах, о жизни птиц и животных зимой).
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Возраст детей, на который рассчитан данный лэпбук : старший дошкольный возраст.
Содержание лэпбука :
1. Игра «Мемори-снежинки»
Цель: развитие памяти и внимания.
2. «Зимние загадки»
Цель: формирование умений отгадывать загадки.
3. «Найди мою тень»
Цель: формирование умений находить заданные силуэты. Развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности.
4. «Угадай, чей след?»
Цель: закрепление знаний детей о диких животных и зимующих птицах. Умение отличать следы животных от птиц. Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, речи детей.
5. «Сложи картинку»
Цель: упражнение детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закрепить знание детей о зиме. Развитие находчивости, сообразительности, внимания.
6. «Птицы у кормушки»
Цель: формирование умений описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Закрепление знаний детей о зимующих птицах.
7. «Подбери фигуру»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.
8. «Пройди лабиринт»
Цель: развитие логического мышления, внимания, умений ориентироваться на листе бумаги.
9. «Экспериментируем играя»
Цель: способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развитие навыков и умения экспериментирования.
10. «Зимние забавы»
Цель: расширение представлений детей о зимних забавах, формирование здорового образа жизни, развитие связной речи.
11. «Зимние виды спорта»
Цель: закрепление знаний о зимних видах спорта, расширение кругозора вызывание желания самим заниматься каким - либо видом спорта. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
Лэпбук «Они такие разные»
Цель: уточнение и расширение знаний детей о собаке, её образе жизни, повадках, характерных признаках; закрепление правил безопасного поведения при общении с собакой, стимулирование проявления добрых чувств и отношений к ней; содействие накоплению личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Возраст детей, на который рассчитан данный лэпбук : средний дошкольный возраст.
Содержание лэпбука :
1. «Составь рассказ по схеме»
Цель: формирование умения составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по схеме.
2. «Что полезно – вредно»
Цель: закрепление у дошкольников представлений о полезной и вредной пище для собак.
3. «Сборник песен о собаках»
Цель: развитие музыкального восприятия, формирование умений эмоционально, откликаться на чувства, выраженные в песне.
4. «Мультфильмы о собаках»
Цель: расширение представлений об окружающем мире; развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развитие эстетического вкуса.
5. «Как помогают собаки человеку»
Цель: закрепление знаний о собаках, формирование умения рассматривать сюжетную картину, отвечать по картине на вопросы педагога, развитие диалогической речи. Расширение словаря по теме.
6. «Что сначала, что потом»
Цель: развитие логического мышления, речи. Формирование умений сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причино – следственные связи, делать обобщение.
7. «Книжки – малышки»
Цель: привитие любви к книге; формирование у детей умения эмоционально воспринимать произведения, осознавать тему, содержание; воспитание потребности к рассматриванию книги и иллюстраций.
8. «Собери картинку»
Цель: формирование умений подбирать подходящие фрагменты рисунка и складывать их в целое изображение. Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
9. «Выложи из геометрических фигур собаку»
Цель: упражнение детей в составление целого предмета из его частей; воспитание воли, усидчивости, целеустремлённости.
10. Трафареты «Породы собак»
Цель: развитие мелкой моторики и умений рисовать по трафаретам.
11. «Раскрась-ка»
Цель: развитие творческих задатков ребенка, усидчивости, навыка использования карандашей и красок, привитие художественного вкуса.
12. Альбом «Породы собак»
Цель: закрепление и расширение представлений о породах собак, их внешнем виде.
Лэпбук «С Новым годом!»
Цель: расширение представлений о празднике Новый год, через дидактические игры.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Возраст детей, на который рассчитан данный лэпбук : старший дошкольный возраст.
Содержание лэпбука :
1. «Где подарок?»
Цель: упражнение детей в ориентировке в пространстве.
2. «Какого цвета шар?»
Цель: закрепление основных цветов.
3. «Занимательная викторина»
Цель: расширение представление о празднике – Новый год.
4. «Собери картинку»
Цель: закрепление умений подбирать подходящие фрагменты рисунка и складывать их в целое изображение.
5. «Символы года»
Цель: знакомство с символам года.
6. «Новогодние загадки»
Цель: формирование умений отгадывать загадки.
7. «Бусы для новогодней ёлки»
Цель: закрепление умений выкладывать фигуры в заданной последовательности.
Лэпбук «Учимся играя»
Цель: закрепление знаний у детей о цвете форме величине предметов.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Возраст детей, на который рассчитан данный лэпбук : младший дошкольный возраст
Содержание лэпбука :
1. «Почини машину»
Цель:
2. «Собери пирамидку»
Цель: формирование умений собирать из четырёх частей целый предмет.
3. «Разложи карандаши по стаканчикам»
Цель:
4. «Чудо – солнышко»
Цель:
5. «Наряди матрешку»
Цель формировать умение укра
6. «Спрячемся от дождика»
Цель:
7. «Собери предмет по схеме»
Цель: закрепление основных цветов.
Список литературы
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
2. Лэпбуки. Это интересно. https://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html ( дата обращения: (15.09.2016)
3. Логопед: научно-методический журнал. – М. : Изд. ООО «ТЦ Сфера», 2016-7(105). – 128 с.
4. Татьяна Суворова Паспорт Методического пособия. Лэпбук «Щелкунчик»
https://www.maam.ru/detskijsad/pasport-metodicheskogo-posobija-lyepbuk-schelkunchik.html (дата обращения 21.08.2016)
5. https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ (дата обращения 10.04.2015)
6. https://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html (дата обращения 10.04.2015)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования