Баркова Елена Владимировна
Предпосылки речевого развития первого малыша на первом году жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром являются крик и мимика. Эти – пока только две – доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить».
В обращенных же к малышу словах, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, – слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.
Публикация «Предпосылки речевого развития первого малыша на первом году жизни» размещена в разделах
Речевое развитие ребенка в норме отображает таблица навыков малыша на первом году его жизни.
Показатели развития детской речи до 1 года
Возраст Первичные речевые навыки Понимание речи взрослого
1 месяц Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т. п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.
2 месяца Улыбка при общении с взрослым.
Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 месяца Комплекс оживления при общении с взрослым.
Экспериментирование с гласными звуками – «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки) – «гу-у-у-у». Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
4 месяца Возникает дифференцированная реакция на разных знакомых людей, смех. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует.
Малыш учится управлять интонацией: отдельные звуки превращаются в целые рулады и перетекают из одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у». Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи
5 месяцев Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.
Появляется случайный лепет, ритмичное певучее гуление: соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Начинает распознавать неречевые звуки : шум машины, шелест деревьев, лай собаки,
6 месяцев Совершенствуется случайный лепет (многократ-ное повторение слогов «ба-ба-ба», «на-на-на», «да-да-да», появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 месяцев Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку.
Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т. п.)
8 месяцев Реакция на незнакомое лицо.
Использование лепета в качестве способа общения, попытка повторения за взрослым двух слов из двух открытых слогов «ба-ба», «па-па» (без осознания значения). Пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами
9 месяцев Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки». Внимательно вслушивается в речь взрослых.
10 месяцев Расширение пассивного словарного запаса.
Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
Произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». Ситуационное понимание обращенной речи: понимает название отдельных предметов
11 месяцев Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше).
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией: одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений.
12 месяцев Усовершенствуются подражания: любит подражать голосам животных и звукам разных предметов, звукам речи взрослых.
Ребенку доступны для произношения следующие звуки: а, у, и, п, б, м.
Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Количество облегченных слов варьируется от 2 до 10.
С удовольствием смеется. Знает, как его зовут.
Хорошо слышит и различает много звуков.
Понимает более 20 слов.
Понимает простую инструкцию (типа дай мяч, иди к маме, дополняемой жестом.
Понимает слово «нет».
Может показать предметы на сюжетных картинках (мальчик кушает, где ложка).
На первом году жизни заканчивается подготовительный этап развития речи.