Оксана Назаренко
Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый год жизни малыша — один из сложных возрастных периодов ребенка, в течение которого он проходит множество этапов развития: сначала учится переворачиваться с бока на бок, затем — сидеть, ползать и, наконец, ходить. На него обрушиваются обилие информации и большая физическая нагрузка. В результате возникает возрастной кризис, являющийся неотъемлемой частью нормального физического и психического развития ребенка, своеобразным итогом, переходом на следующий этап развития.
Публикация «Консультация для родителей „О кризисе первого года жизни“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Специалисты связывают начало кризиса первого года жизни с мо-ментом свободной самостоятельной ходьбы, которая становится основ-ной формой передвижения ребенка в пространстве.
Помните: для кризиса этого возраста жизни характерны гипертрофированная привязанность к маме; повышенная эмоциональная возбудимость, капризность; проявление агрессии; непослушание и упрямство.
Предоставляйте малышу в этот период свободу действий, что позволяет ему чувствовать независимость, создает иллюзию «ненужности» взрослого.
Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших.
Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы.
Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития — от младенчества к раннему детству.
Старайтесь понять, что это не «капризы», а проявления кризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей.
Разумно стройте свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, с пониманием отнеситесь к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности, которые затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка : предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе своим желаниям.
Поощряйте самостоятельность крохи, пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий: пытается самостоятельно
пользоваться ложкой и кружкой во время еды; упражняется в раздевании и одевании; подражает взрослым, повторяет в играх и действия. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, осознает собственное «Я» в окружающем мире.
Обращайте внимание на xapa ктерные личностные изменения ребенка: повышенную обидчивость, капризность, недовольство привычными мелочами, упрямство в отстаивании выполнения своих желаний (часто непостоянных непоследовательных, проявление
независимости и самостоятельности; старайтесь смягчить их проявления и помочь малышу преодолеть возрастной кризис «Я — сам».
Стремитесь найти золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать; соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины:
• включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила;
• сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций;
• четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах;
• избегайте длинных нравоучительных монологов, так как маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий.
Создавайте необходимые условия для освоения полезных и безопасных действий, мягко направляйте активность ребенка в конструктивное русло; не отбивайте у него желание действовать самостоятельно постоянными ограничениями и запретами.
Показывайте малышу желаемый результат и чаще хвалите его, давайте оценку не личности ребенка, а его конкретным действиям. Заниженная оценка действий и поведения ребенка может привести к «отрицательному программированию» его личности.
Ваше спокойствие и терпение помогут ребенку благополучно пережить кризис первого года жизни.