Получи документы

Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму

Людмила Панченко
Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму
▼ Скачать + Заказать документы

Предпосылки для обучения чтению и письму дошкольников

Л. А. Панченко, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №158»

г. Новокузнецк, Кемеровской обл.

К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина,— чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением и письмом. То есть, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо, следует обучить его звуковому анализу и синтезу; в свою очередь навыки звукового анализа и синтеза должны базироваться на полноценном фонематическом слухе.

Публикация «Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму» размещена в разделах

Фонематическим слухом называется способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) родного языка. Несовершенный фонематический слух отрицательно влияет на становление звукопроизношения и тормозит формирование навыков звукового анализа. Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- нарушение дифференциации звуков на слух;

- смешение и замены звуков в произношении;

-нарушения звуконаполняемости слова: пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков;

-нарушения слоговой структуры слова: пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов.

Нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического слуха и количеством дефектных звуков, то есть чем больше несформированных звуков, тем глубже нарушена способность различать звуки речи. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Неразвитый фонематический слух встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два – четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Решение этой проблемы является первой ступенькой на пути обучения дошкольника чтению и письму.

Развитие фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка. Цель работы данного направления: формирование у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Второй предпосылкой к овладению грамотой является обучение ребенка средствам звукового анализа, синтеза и фонематических представлений.

На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких согласных, о слоге, слове, предложении.

В системе обучения предусмотрено соответствие между изучаемыми звуками, буквами и теми или иными формами звукобуквенного анализа. В определённой последовательности с постепенным усложнением проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез слогов и простейших односложных слов. Позднее дети овладевают операциями звукослогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов а также учатся анализировать состав предложения. Навыки звукового анализа, синтеза и фонематических представлений совершенствуются в процессе обучения грамоте и при этом способствуют усвоению сознательного чтения и письма.

Дошкольники, не овладевшие звуковой стороной языка, оказываются не готовыми к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости. Несформированность фонематических процессов приводит к возникновению специфических ошибок на письме и при чтении : пропуск, перестановка или добавление лишних букв, слитное написание слов в предложении и т. п., кроме того может повлечь возникновение вторичных дефектов: заторможенность развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, умение вслушиваться в звучащее слово является важнейшим условием усвоения грамматического строя русского языка, его морфологической системы: ребёнок овладевает основами словообразования и словоизменения, осознаёт связи между родственными словами, пытается самостоятельно объяснять значения слов и т. п.

Таким образом, устойчиво развитый фонематический слух и сформированные навыки звукового анализа, синтеза и фонематических представлений являются необходимыми предпосылками для овладения грамотой и важными условиями для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Предпосылки возникновения и пути становления образно-ролевой игры «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». А как жить так, чтоб из были сделать сказку?» В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Методические рекомендации по организации обучения чтению детей с ОВЗ. Тема. «Согласные звуки [б], [п], [б’], [п’], отличающиеся по признаку звонкости-глухости. Обозначение звуков [б], [п] ,[б’],[п’] буквами.

Предпосылки создания мини-музея шкатулкиПредпосылки создания мини-музея шкатулки Выставка шкатулки в нашей группе экспонировалась в течение двух месяцев. Её экспонаты периодически менялись так, чтобы как можно больше.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ практические рекомендации для родителей и педагогов Упражнения, направленные на закрепление образа буквы.

Комбинированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе «Буква «И» после «Ж», «Ш» Тема:Буква И после Ж, Ш. Цели: выяснить причину написания «и» после «ж, ш», упражнять в чтении и письме слов и предложений с этой орфограммой,.

Всеобуч для воспитателей «Готовим руку к письму у дошкольников старшего возраста»Всеобуч для воспитателей «Готовим руку к письму у дошкольников старшего возраста» В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в работе по подготовке руки к письму дошкольников с нарушениями речевого развития Василенко Оксана Муратовна Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму
Опубликовано: 9 января 2016 в 12:38
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Панченко (УИ 376902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД