Людмила Панченко
Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму
▼ Скачать + Заказать документы
Предпосылки для обучения чтению и письму дошкольников
Л. А. Панченко, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №158»
г. Новокузнецк, Кемеровской обл.
К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина,— чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением и письмом. То есть, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо, следует обучить его звуковому анализу и синтезу; в свою очередь навыки звукового анализа и синтеза должны базироваться на полноценном фонематическом слухе.
Публикация «Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму» размещена в разделах
Фонематическим слухом называется способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) родного языка. Несовершенный фонематический слух отрицательно влияет на становление звукопроизношения и тормозит формирование навыков звукового анализа. Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- нарушение дифференциации звуков на слух;
- смешение и замены звуков в произношении;
-нарушения звуконаполняемости слова: пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков;
-нарушения слоговой структуры слова: пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов.
Нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического слуха и количеством дефектных звуков, то есть чем больше несформированных звуков, тем глубже нарушена способность различать звуки речи. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Неразвитый фонематический слух встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два – четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Решение этой проблемы является первой ступенькой на пути обучения дошкольника чтению и письму.
Развитие фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка. Цель работы данного направления: формирование у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Второй предпосылкой к овладению грамотой является обучение ребенка средствам звукового анализа, синтеза и фонематических представлений.
На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких согласных, о слоге, слове, предложении.
В системе обучения предусмотрено соответствие между изучаемыми звуками, буквами и теми или иными формами звукобуквенного анализа. В определённой последовательности с постепенным усложнением проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез слогов и простейших односложных слов. Позднее дети овладевают операциями звукослогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов а также учатся анализировать состав предложения. Навыки звукового анализа, синтеза и фонематических представлений совершенствуются в процессе обучения грамоте и при этом способствуют усвоению сознательного чтения и письма.
Дошкольники, не овладевшие звуковой стороной языка, оказываются не готовыми к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости. Несформированность фонематических процессов приводит к возникновению специфических ошибок на письме и при чтении : пропуск, перестановка или добавление лишних букв, слитное написание слов в предложении и т. п., кроме того может повлечь возникновение вторичных дефектов: заторможенность развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, умение вслушиваться в звучащее слово является важнейшим условием усвоения грамматического строя русского языка, его морфологической системы: ребёнок овладевает основами словообразования и словоизменения, осознаёт связи между родственными словами, пытается самостоятельно объяснять значения слов и т. п.
Таким образом, устойчиво развитый фонематический слух и сформированные навыки звукового анализа, синтеза и фонематических представлений являются необходимыми предпосылками для овладения грамотой и важными условиями для успешного обучения в школе.