Елена Евстигнеева
Предпосылки возникновения и пути становления образно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
А как жить так, чтоб из были сделать сказку?»
В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название образно-ролевой.
Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» - в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я – машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он – машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту. Это и есть наша новая знакомая – образно-ролевая игра. Она уже появилась на арене психического развития, а мы, взрослые, как очень часто бывает, ее не сразу заметили. А ведь она необходима ребенку и для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, и для умения перевоплощаться, и для развития творчества (ведь машина машине рознь, и, главное, она нужна для развития детского воображения. Вы помните, что означает для ребенка перенести функцию с одного предмета на другой? (например, кубик-машина) Вот по настоящему этот перенос происходит в образно-ролевой игре. Ведь для того чтобы перенести какое-либо свойство или функцию с одного предмета на другой, необходимо его «примерить» на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим; он может не просто ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но гудеть, храпеть и даже выпускать дым. Это свойство детей – умение перевоплощаться – может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации.
Публикация «Предпосылки возникновения и пути становления образно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Мальчик предпочитал дома ходить только на четвереньках. Родные всячески пытались поставить его на ноги, но безуспешно. Решили обратиться за помощью к психологу. Это была не просто поза ребенка на четвереньках, а кого-то он напоминал. На вопрос: «Ты кто?», он ответил – «Неужели вы не видите? Я – лев». Действительно, это был самый настоящий лев, который ходил, гордо поворачивая голову и степенно переставляя лапы.
Позднее оказалось, что у мальчика были серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в детском саду и он таким образом пытался «преодолеть» себя, помочь себе выйти из трудного положения. Ему это, в конечном счете, удалось, и он больше не нуждался ни в помощи психолога, ни в помощи врача.
Образно-ролевая игра дает возможность малышу по настоящему общаться со взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
Мама пришла с работы усталая. Увидев, что игрушки опять разбросаны, очень рассердилась, накричала и ушла на кухню. Через несколько минут там появляется ее дочка, правда идет она на цыпочках и начинает ласкаться. На сердитый возглас матери отвечает: «Я котенок». От этого мама не может не растаять, и мир восстановлен. Быстро устраняется причина раздора – убираются на место игрушки, и мама с дочерью вместе дружно готовят ужин.
Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах: реальном и воображаемом. Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития, если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать, представлять.
Что такое воображение? Воображение – это фантазия. Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.
Кто из нас не мечтал в детстве быть волшебником? Ведь тогда все становится веселым и интересным – страшное перестает быть страшным, неприятности оказываются преодолимыми, скучное может оказаться занимательным и т. д. Но годы проходят, и вот мы не только не мечтаем стать волшебниками, но порой смеемся над своими детьми, доказывая им, что волшебники бывают только в сказках. Почему так происходит? Причин много, но, вероятно, основная состоит в том, что мы не знаем как стать волшебниками. Психологи дают на это четкий и конкретный ответ. Оказывается, что со способностью быть волшебником прямо и непосредственно связанна психологическая функция воображения, таким образом, каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые.
Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным. Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!
В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей. Увидеть и развить этот талант, помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.
Помните одну из ваших первых игр с ребенком? Вы учили его, что корова мычит «му», а петушок кричит «ку-ка-ре-ку», потом спрашивали малыша: «Как кричит петушок?», а он вам старательно отвечал: «Ку-ка-ре-ку». Но вот повторение выученного превратилось в игру: на хорошо известный вопрос «Как кричит петушок?» ребенок отвечает «му» и весело смеется. Что произошло? В чем психологический смысл этих изменений?
Ребенок впервые пытается шутить, и делает это только благодаря воображению. Он начинает понимать: вас не интересует, как кричит петушок, вы прекрасно знаете, как он кричит, и знаете, что ребенок это знает, вы просто общаетесь с ним. И он, осознавая, что отвечает неверно, вступает в игру. Конечно, малыш так не формулирует, но подобные шутки – это результат открытий ребенка, открытий, без которых он не сможет понять и познать окружающий мир и без которых невозможно его дальнейшее психическое развитие.
Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого, смоделировать всю ситуацию целиком –общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с коровы на петушка). Иными словами ребенок должен проявить свое воображение.
На этом принципе основана игра-методика, которая называется «Где чье место?» Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Данную методику я и использовала для определения развития воображения у каждого ребенка в моей группе.
Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, на которой изображены пустые кружочки около всех изображенных предметов. Такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками, нужно приготовить отдельно.
Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке. Мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались. В зависимости от развития воображения дети могут по-разному решить эту задачу.
Первая группа детей испытывает значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же нам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Собака в пруду потому, что она спряталась», «Кошка на клумбе потому, что она спряталась» и т. п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития ответить не могут.
Дети второй группы особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснения будут вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы детей с этим уровнем развития воображения, как правило имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются доказать это. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево, папа мне рассказал, что собаки очень любят купаться (собаку ставит в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т. п. Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными, чем тогда, когда они ставили картинки и пытались пояснить свои действия.
Дети третьей группы без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой, он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку», а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть, и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.
Это объясняется тем, что дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте делать еще не умеют.
Таким образом, методика-игра «Где чье место?» позволила нам определить развитие воображения у детей.