Елена Перескока
Конспект занятия в средней группе «Предметы русской старины»
▼ Скачать
Конспект занятия в средней группе
«Предметы русской старины»
Цель:
• продолжать знакомить детей с традициями русского народа;
• формировать представление об облике русского быта, обобщая
и систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о быте крестьянской семьи;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Предметы русской старины“» размещена в разделах
2. Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т. д.);
3. Обогатить словарь детей, словами, которые использовались в быту русского народа, новыми словами (ухват, чугун, стиральная доска, прялка).
4. Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.
5. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.
Предварительная работа : знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, сказками; с предметами быта, домашней утвари; разучивание песен, частушек.
Материалы и оборудование:
• мультимедийная установка, презентация с изображением русского быта;
• "Музей-выставка" (с предметами быта : печь, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, и т. д.);
• русские народные костюмы; 2 клубка с нитками;
• пластмассовые шарики, веревка, прещепки, кукольная одежда, часы, деревянные ложки
• Баранки для чаепития.
Ход занятия:
Под музыку в зал заходят дети.
В. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много к нам пришло гостей! Здравствуйте, гости дорогие!
Ко мне на электронную почту пришло очень интересное видеописьмо. Оно непростое – из прошлого. Давайте посмотрим.
Видеописьмо:
(на экране запись ребенка)
Здравствуйте, ребята! Зовут меня Алёнушка. Беда у меня случилась. Налетели гуси-лебеди, унесли моего братца в дальние края. Не справиться мне самой. Помогите мне пожалуйста найти Иванушку. Чтобы попасть в прошлое, я отправляю вам волшебные часы. Встаньте вкруг и произнесите слова
Раз, два, три, четыре, пять –
Хотим в прошлом побывать.
До скорой встречи!
(появляются волшебные часы)
В. Ребята, поможем Алёнушке?
Ответы детей.
(воспитатель с детьми встают вокруг часов и произносят волшебные слова).
Раз, два, три, четыре, пять –
Хотим в прошлом побывать.
(звучит тиканье часов)
В. Вот мы и в прошлом! Давайте начинать?
Ответы детей.
(звучит тиканье часов)
В. Ребята смотрите что это? (ответы детей) Давайте у нее попросим помощи. Печка, печка, куда гуси- лебеди полетели?
(звучит запись печки)
П. Здравствуйте, ребята! Ох, и рада я вам помочь, но давно во мне ничего не варили! Поможете кашу сварить, скажу.
В. А вызнаете, что за предметы использовали для того чтобы что-то приготовить? Этот предмет называется ухват. Раньше пищу готовили в печи. Там горел сильный огонь, чтобы не обжечься, пользовались ухватом. Им брали посуду и ставили в печь. А этот необычный предмет – дедушка нашей кастрюли. В нем готовили кашу, щи, супы и многое другое. Называется он чугун или чугунок. Ну а теперь и мы сварим кашу.
Развлечение «Сварим кашу»
На столе стоит корзинка с пластиковыми шариками. Детям предлагают перенести деревянными ложками по одному шарику в чугун, пока он не заполнится.
(звучит запись печки)
П. Спасибо ребята, выручили! В ту сторону полетели гуси лебеди!
(звучит тиканье часов переходят к прялке)
В. Ребята, смотрите какой необычный предмет. Знаете, что это такое? Этот предмет называется прялка. Раньше наши предки не покупали нитки в магазине. А делали их сами. Стригли коз, овец. Вычесывали шерсть. После из полученного пуха пряли нити при помощи прялки.
Давайте спросим дорогу у прялки. Прялка, прялка, куда гуси-лебеди полетели?
(звучит запись прялки)
Пр. Рада я вам помочь, но сначала, помогите мне смотать нити!
Дидактическая игра «Смотай клубочек»
4 человека, два ребенка держат нити, двое сматывают в клубок или на палочку.
(звучит запись прялки)
Пр. Спасибо, ребята! Гуси-лебеди полетели к реке.
В. Спасибо тебе, прялка! До свиданья!
(звучит тиканье часов, дети переходят к реке)
В. Ребята, вижу вы устали. Давайте отдохнем. Раньше люди много работали физически, а отдохнуть им помогали веселые игры, потешки, песни. Давайте встанем в круг и поиграем.
(звучит музыка)
Игра малой подвижности «Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох –
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок –
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.
Вот как здорово мы отдохнули. Теперь можно отправляться в путь.
(подходят к реке)
В. Здравствуй, матушка река! Речка, речка, помоги! Куда гуси лебеди полетели!
(звучит запись речки)
Р. С радостью я вам помогу. Только вот забыл на моем берегу кто-то белье, и не постирал. Помогите мне пожалуйста.
В. Ребята, посмотрите какие интересные предметы. Это прабабушки наших стиральных машин. Называются они стиральные доски. Одежду интенсивно тёрли о ребра доски и частички грязи легче отставали от ткани.
Игра «Большая стирка»
Дети в двух командах стирают по очереди вещи и развешивают на бельевую веревку.
(звучит запись реки).
Р. Спасибо, ребята. Помогли. Прямо за моим берегом стоит избушка, вот там гуси и спрятали мальчика. Счастливого пути.
(звучит тиканье часов, дети идут к избушке)
В. Ребята, мы очень удачно пришли гусей-лебедей гнет дома. Иванушка, ты здесь? Мы друзья Аленушки выходи.
(выходит Иванушка)
И. Ребята, спасибо, что помогли мне.
(в зал входит Аленушка с самоваром и баранками, отдает воспитателю)
А. Спасибо вам ребята, что помогли найти мне братца. В любое время: в прошлом или настоящим русские люди славились дружбой и взаимовыручкой.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
В благодарность за вашу помощь я приготовила вам чай с баранками. Ну а чтобы вы смогли их попробовать мы с Иванушкой вернем вас в ваш детский сад. Для этого нужно произнести волшебные слова
Раз, два, три
В настоящее нас верни.
В. Спасибо и вам, Аленушка, это было очень увлекательное путешествие.
(дети встают в круг вместе с героями, произносят слова, звучит тиканье часов, Аленушка забирает часы и вместе с Иванушкой выходят из зала).
А. До свидания.
В. Ребята понравилось вам путешествие? (ответы детей). Ну а теперь нам пора отправляться в группу пить чай с баранками.
(дети выходят из зала под музыку)
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение – детский сад «Солнышко» г. Аркадака Саратовской области
Конспект занятия в средней группе
«Предметы русской старины»
Подготовила
Воспитатель:
Перескока Е. С.
Аркадак, 2023