Tаня Андреещева
Предметы народного промысла в быту, в играх и праздниках
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Предметы народного промысла в быту, в играх и праздниках".
Музыкальный руководитель :
Андреещева Т. В.
Воспитатели:
Сидорова Е. А.
Ивонина Е. В.
г. Самара 2020г.
Участники проекта: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Срок реализации: – апрель -май 2020г.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Публикация «Предметы народного промысла в быту, в играх и праздниках» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Электричество, бытовые приборы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного творчества и с народными традициями. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре России.
Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры воспитанников посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
1. Познакомить воспитанников с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
Познакомить воспитанников с прекрасным песенным и игровым народным творчеством по средствам слушания музыки.
2. Формировать у воспитанников патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, песенно- игровая, музыкальная импровизация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству по средством
песенного, танцевального, игрового народного творчества, прививать
уважение к культуре, русским традициям.
6. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Планируемый результат: Обогащение знаний воспитанников различными видами декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки). Активно использовать предметы декоративно - прикладного искусства в песенном и танцевальном творчестве, театральной импровизации, использовать полученные знания в творческой деятельности.
Этапы проекта:
• Подготовительный:
Постановка проблемы: выявление первоначальных знаний воспитанников о народных промыслах России.
Используемые материалы:
• иллюстрации, презентации о народно-прикладном искусстве;
• стихи, загадки о народных промыслах :
• дидактическая, подвижная игры;
• Музыкально песенный, танцевальный репертуар.
• Основной:
• Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»
• Цель: уточнить представления воспитанников о народном искусстве, его видах.
«Знакомство с дымковской игрушкой»
Цель: познакомить воспитанников с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.
Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
Использовать наглядный материал и ИКТ.
• Беседа «История русской матрешки»
Цель: знакомство с изготовлением и росписью русской игрушки – матрешки.
Дидактическая игра «Кто первый соберёт матрёшку»
Речевая игра с движением : «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Материал: деревянная составная матрешка.
Ход игры.
· Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
· Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долго на беседе не стоит задерживаться.)
· Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:
Хожу, брожу, матрешку держу, Разберу пополам, деткам в ручку дам.
· Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори, Да и сам не смотри, только в ручке держи.
· Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
· Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка, выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Использовать наглядный материал и ИКТ.
Прослушивание и разучивание песни «Мы Матрёшки».
• Беседа «Что такое Хохлома?»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы» : назначение предметов, материал в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Рисуем на тему «Золотая хохлома».
Рассматриваем деревянные ложки в росписи Хохлома. ”
Прослушиваем и разучиваем песню “Ложка деревянная”
Использовать наглядный материал и ИКТ.
• Беседа: «Сине-голубое чудо»
Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора - колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.
Рисуем на тему «Сказочная гжель».
Использовать наглядный материал и ИКТ.
Музыкальное сопровождение: «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой.
Использовать наглядный материал и ИКТ.
• Беседа: «Знакомство с филимоновскими игрушками»
Цель: Расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность.
Лепка «В гостях у курочки Пеструшки»
Дидактическая игра «Угадай роспись по элементу узора»
Использовать наглядный материал и ИКТ.
• Заключительный
Оформление выставки детских работ по теме проекта.
Проведение музыкально- игрового развлечения с использованием предметов и персонажей народных промыслов, а именно: деревянные ложки, расписанные воспитанниками. Матрешки, сделанные руками воспитателей, родителей и расписанные воспитанниками.
«Жаворонки прилетают - весну закликают».
для детей средней группы
Актуальность:
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Задачи:
пробудить у детей интерес к русскому фольклору;
расширять представления о жизни людей в старину;
продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, веснянками, песнями;
воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.
Предварительная работа : беседа о весне; заучивание пословиц, поговорок, закличек; беседа о перелётных птицах, с рассматриванием слайдов; разучивание песен, игр, хороводов; рисование и составление рассказов по пословицам.
(Под русскую народную мелодию дети в костюмах входят в зал, идут змейкой и встают полукругом.)
Ведущая.
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна,
С голубого небосвода
В гости к нам спешит весна.
1 ребёнок.
Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут, звеня,
Ветер тёплый – это значит,
Что уже пришла весна.
2 ребёнок.
Нет в помине зимней стужи,
Над проталиной парок,
У гнездовья птицы кружат,
Весел солнечный денёк.
Хоровод "А весной".
(Дети остаются в кругу, под музыку в зал выходит Весна.)
Весна: Здравствуйте, девочки и мальчики!
Я - красавица Весна,
И душиста и ясна.
Зеленеет лес и луг,
Так красиво все вокруг!
После долгой и холодной зимы, пришло моё время править природой.
Прошу солнце яркое теплее греть, что бы вся спящая природа оживала. Согревалась земля, появлялась зеленая травка. Расцветали цветы, зеленели леса и поля.
Приходу весны все живое радуется. Просыпаются звери. Птицы. Насекомые.
С началом весны люди проявляли свою радость: водили хороводы, играли в игры, распевая песни, мастерили поделки, с помощью которых закликали Весну, да птиц весенних прославляли, делали из теста жаворонков и угощали друг друга
Хоровод " Веснянка"
Дети рассаживаются на места.
(Дети с места)
1реб. Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.
2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней.
3реб. Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.
Весна: Весну приносят на своих крыльях птицы.
- Какие это птицы, назовите их (ответы детей - перелё тные: ласточка, стриж, грач, скворец, журавль, жаворонок).
Но где же птицы? – Наверно, задержались в пути.
1-й ребенок: Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну, когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
2-й ребенок: Ну, когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
Весна. Возможно, если вы отгадаете мои загадки, и птицы вернутся к нам. Слушайте внимательно.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Знакомая пташка,
В чёрной в крапинку рубашке,
К нам весной прилетает,
Сразу домик обживает. (Скворец)
Враг личинок, друг полей,
Всех перелётных птиц черней,
Взад-вперёд по пашне вскачь
Гордо ходит птица… (Грач).
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок)
Весна: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. Я слышу весёлое пение птиц в весеннем лесу.
(После ответов детей на экране появляется изображение птицы дети слушают пение птиц.
Звучит фонограмма, на экране весенний лес.)
Ведущая.
Вот как весело поют птицы, они радуют нас своим пением.
А чем ещё полезны птицы? (Ответы детей)
Ребёнок.
Надо птиц всегда любить.
Надо птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Птичьих гнёзд не разорять.
Весна.
Порадовали вы меня своими знаниями.
Вы верно сказали, птицы наши друзья,
Они приносят пользу и украшают нашу природу.
Весна.
Приглашаю вас поиграть. В круг вставайте, игру начинайте.
Игра «Ой ребята та-ра-ра. Ворон.
(После игры дети садятся на места).
Ведущая. Издавна, в долгие зимние вечера, русский народ мастерил всевозможные игрушки, поделки, домашнюю утварь.
Наши ребята не теряли времени зря и сделали своими руками народные игрушки, посуду, раскрасили деревянные ложки, посуду, матрешки.
Красавица Весна просим посмотреть что ребята и их родители сделали своими руками.
(Смотрит. хвалит)
(Появляется мальчик Семён- ложкарь.)
Ведущая:В гости к нам пришел Семен ложкарь.
Семен:
Я топорик в руки взял,
Баловаться я не стал.
Я топориком тешу,
Я из дерева что хочешь смастерю.
Песня «Я на камушке сижу»
Я на камушке сижу, И топор в руках держу. Ай, ли, ай, люли, Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу, Я баклушечки тешу. Ай, ли, ай, люли, Я баклушечки тешу.
Я баклушечки тешу. Из них ложечки творю. Ай, ли, ай, люли, Из них ложечки творю.
Наша ложка хоть куда, Ею можно без труда Кашу есть и в ложки бить. Подарю вам, так и быть!
Семё н: Вот какая ложечка получилась.
(показывает деревянную ложку без рисунка)
Семё н: Ложки резали умельцы Из берёзы и ольхи. Их любовно расписали Хохломские мастерицы!
Ведущая: Ребята очень красиво и умело расписали наши чудо ложечки.
(Показывает)
Ведущая: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».
Цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов. Ребенок1.
Хохлома, Хохлома – Наше чудо дивное Мы рисуем Хохлому Красоту невиданной.
Ребенок 2.
Резные ложки и ковши, Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Удивительной красы.
Ребенок 3.
Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки, как листочки. Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди Называют – Хохломой.
Семё н: Золотая хохлома Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые!
1 Ребё нок: Деревянной ложкой есть Просто наслаждение, Славим прадеда Семёна За изобретение.
2 Ребё нок: Расписная, лёгкая- Нет её нужней, В ней и щи отменные, И кисель вкусней.
Песня «Ложка деревянная».
Весна: Дуйте в дудки, Бейте в ложки! В гости к вам пришли матрешки. Ложки деревянные,
Матрёшек румяные.
(За большой матрешкой идут девочки матрешки под музыку)
Весна: Весь народ глядит в окошки : Танцевать пошли Матрешки. Трое водят хоровод, А четвертая поет.
Шли Матрешки по дорожке, Было их немножечко: Три Матрешки, две Матрешки И одна Матрёшек.
Пыль клубится по дорожке. Едут с ярмарки Матрешки На баранах, на быках, Все с гостинцами в руках.
(Матрешки встали на свои места)
Матрешка 1.
Мы игрушки знатные, Складные, да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!
Матрешка 2.
Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6.
Ведущая: Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская матрешка.
Песня " Матрешки"
Весна:
Вы с добром меня встречали,
Песней, пляской привечали.
Весело у вас в саду.
Я вас очень всех люблю.
Но пора мне возвращаться, меня ждут леса, луга, поля.
Ведущая: На прощанье мы хотим спеть тебе Весна красивую песенку " Яблонька"
Хоровод " Яблонька".
До свиданья ребята.
(Весна под уходит, дети стоят в кругу)
Ведущая:
Время быстро пролетело. Жаль нам, честно говоря. Не забудьте эту встречу. И спасибо вам друзья.
Дети под музыку выходят из зала.
Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: