Людмила Моисеева
Детский дизайн в играх. Дидактическая игра «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая игра «Мой дом – моя крепость»
В переводе Дизайн (англ.) - «конструировать». Дизайн для детей - это эстетическая деятельность по благоустройству окружающей ребенка природной и предметно-развивающей среды. Создание игрушек, мебели, посуды, одежды, быта. Детский дизайн - это новая художественно-продуктивная деятельность детей. Различают три типа дизайна для детей:
1. плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
Публикация «Детский дизайн в играх, Дидактическая игра „Мой дом — моя крепость“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2016
2. объемный (предметно-пространственный) дизайн
3. пространственный (архитектурно-художественный) дизайн
Основные виды дизайна: дизайн интерьера, дизайн одежды, фито дизайн. Все виды детского дизайна могут быть использованы в обустройстве окружающего интерьера.
Есть такая фраза: «Дизайнер – не тот, кто из дорогих материалов, создает еще более дорогое, а тот, кто из ничего – создает шедевр». Мы с ребятами всегда следуем этому принципу. В течении всего учебного года, занимаясь дизайном в кружке дополнительного образования, мы создавали свои шедевры дизайна, о которых хотим рассказать. Все началось с игры «Юные дизайнеры», которую я увидела на сайте МААМ, затем решила объединить несколько игр в одну
«Мой дом – моя крепость».
Цель этой игры: Развитие изобразительных и творческих способностей детей через создание дополнительной мотивации и необходимых условий для реализации творческих возможностей детей.
А мы начали с самого начала – создания дома из картона и первое наше занятие так и называлось «Мой дом – моя крепость»:
Цель: Закрепить у детей опыт тематического конструирования в дизайн-деятельности;
Задачи: Развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки ее назначению;
Стимулировать детей к использованию работ по объемному конструированию в игре;
Приобщать детей к декоративной деятельности по оформлению дома;
Продолжать знакомить с работой дизайнера оформителя;
Уточнение смысла выражения «Мой дом – моя крепость».
Затем нарисовали себя, чтобы жить в этом доме: ОД «Это - Я» (рисование автопортрета, старший дошкольный возраст).
Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Показать, что каждый человек имеет особенную внешность, привычки, вкусы и т. д., которые делают его единственным в своем роде.
Задачи: Учить детей рисовать свой портрет, передавать в рисунке особенности своего внешнего вида и лица.
Учить правильно располагать части тела и лица. Использовать при рисовании различные способы закрашивания.
Активизировать словарь детей: портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций художников портретистов; рисование «Портрет друга»; рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела»; рисование простым карандашом портретов; дидактические игры «Назови ласково», «Назови части головы», «Угадай на вкус», «Назови чего у человека по два», «Что слышим за окном», за дверью, за стеной и т. д.»; рассматривание детьми глаз друг друга, своих глаз в зеркале; беседы о внешнем виде - сравнение внешности мальчиков и девочек; психогимнастика: «Две старые леди», «Два юных джентльмена», «Встреча военных», «Мать и дитя» и т. д.
Далее приступили к созданию комнат своего дома: дом начинается с прихожей именно с нее мы и начали. ОД «Комнаты моего дома» (составление интерьера комнат): Цель: Выявление и формирование у детей знаний и эстетических представлений о дизайне интерьера комнаты, продолжать знакомить детей с профессией художника оформителя, закреплять у детей опыт тематического конструирования в дизайн деятельности.
Задачи: Знакомство детей с оформлением жилых помещений, развивать у ребенка интерес к оформлению и декорированию жилых помещений, развивать у детей фантазию, воображение.
Обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности.
Творческое задание: нарисовать схему комнаты, создать для неё интерьер с расстановкой мебели. Использовали макеты домов детей «Мой дом – моя крепость», иллюстрации комнат разного назначения: спальня, кухня, гостиная, кабинет, прихожая и т. д., альбомный лист бумаги формата А-4, простые графитные карандаши, вырезанная мебель различного назначения.
Дидактическая игра «Юные дизайнеры»
Цель игры: Раскрытие у дошкольников творческого потенциала, креативности упражнениями с элементами детского дизайна;
Задачи: Закрепить различные темы дизайна;
Ориентировку в пространстве, композиционное построение, цветосочетание;
Развитие творческих навыков;
Творческое задание: составить интерьер комнаты с расстановкой мебели, ребенку найти свое решение оформления его детской комнаты.
Затем приступили к обустройству интерьера комнат.
Дидактическая игра "Знакомим со временем"
Цель: Учить различать понятия «утро - вечер», «день - ночь»; «зима - лето», «осень - весна».
Задачи: Научить детей ориентироваться во времени;
Рассказать об особенностях времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно», «не слышно»);
Познакомить детей с мерой времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Главной темой являются иллюстрации, картинки о времени (можно нарисовать вместе с ребенком или использовать вырезки из журналов, альбомов, репродукции картин художников пейзажистов и т. д. и вставлять в окно).
ОД «Витражи для оформления дверей дома» (рисование, аппликация, моделирование). Цель: Пробуждать у детей интерес к разнообразию и красоте архитектуры.
Задачи: Развивать ориентировку на плоскости;
Познакомить детей с новым видом декоративного искусства - витраж, техникой его выполнения;
Совершенствовать и закреплять умение работать, используя разные материалы;
Развивать фантазию, воображение, художественный вкус;
Предварительная работа: Рассматривание старинных зданий с витражами, дидактическая игра «Разноцветная мозаика», беседы на тему «Разные дома» и их оформление. Рассматривание картин (портрет, пейзаж, натюрморт); Беседы о разных видах изобразительного творчества; Экскурсия с родителями в музей.
Показ иллюстрации «витражи» и макет дома. Беседа о том, что все живут в разных по внешнему виду домах. Дети совместно с воспитателем составляют витражи. Далее дети подбирают композицию общей панорамы комнаты, дорисовывая, вырезая силуэты и наклеивая мелкие детали, украшают двери дома современной архитектуры своими рисунками.
Чтобы увеличить интерес к игре нам пригодились знакомые с детства бумажные куклы, предоставляющие возможность создавать для них всевозможные наряды. Познакомила детей с дидактической игрой «Моя новая кукла» (изготовление куклы из бумаги и картона).
Цель: Познакомить детей с методом создания бумажной куклы из подручных материалов. Пробудить у детей эстетический интерес к одежде.
Задачи: Выявить эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников;
Развивать умение мастерить из подручных материалов;
Закреплять навыки работы с ножницами и клеем;
Развивать творческие способности, креативность.
Темы для игр с ребенком: «Домик для куклы», «Парикмахерская», «Детский сад», «Укрась платье», «Наряды для куклы», «Наши куклы» и т. д. ; рассматривание иллюстрации и образцов кукол, сравнение кукол по силуэтам, по одежде, по внешнему виду, способам игры.
В дидактической игре «Я – модельер» (создание одежды для бумажной куклы). Цель: Знакомить детей с профессией художника - модельера одежды;
Задачи: Развивать у ребенка художественный вкус, учить его моделированию, сочетая фасон изделия с рисунком ткани;
Формировать у детей интерес к созданию одежды для бумажных кукол, к миру кукольной моды;
Развивать изобразительные умения и навыки, необходимые для создания кукольной одежды;
Воспитать бережное отношение к одежде.
Создание коллекций одежды для бумажных кукол:
Первый этап – изготовление своей куклы и даже семьи кукол;
Второй этап – создание коллекций: повседневной одежды, спортивной одежды. праздничной одежды с использованием цветной бумаги, фантиков и салфеток.
Третий этап - игры с бумажными куклами.
Применение полученных умений в жизни детей.
Работы у ребят получились разнообразные красочные и неповторимые. Весь учебный год ребята играли – дорисовывали, наклеивали, создавали новые сюжеты. А затем взяли их домой, чтобы научить этой замечательной игре, сделанной собственными руками своих родителей. Чтобы родителям было понятно, как играть, я приклеила кармашки с пояснениями о правилах игры «Мой дом - моя крепость».
Успехи детей в дизайн-деятельности проявляются во всем и в предметно-сюжетном рисовании, и в предметно-сюжетной аппликации, и при украшении изображений, все это делает детские работы более красочными, неповторимыми, выразительными.
Особенно это удаётся при выполнении детьми работ для игры. Расписные домики, придуманная одежда, предметы обстановки и быта создают то неповторимо красочное обаяние детских работ, сближающее их в совместной игре, которая в значительной степени питает детскую фантазию.