Алена Ермашенко
Предметы кубанской старины
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:
Цель: Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно - познавательную творческую активность дошкольников. Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:-формировать образные представления о предметах старинного быта,
Публикация «Предметы кубанской старины» размещена в разделах
-развивать у детей воображение, связную речь, мышление, все виды восприятия, используя элементы ТРИЗ-технологии.
-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.
Предварительная работа : рассматривание старых фотографий.
Материалы: Аудио запись песен казачьего хора, предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы кубанской старины»
Ход
Звучит гимн Кубани в исполнении кубанского казачьего хора.
Слайд 1.
В : Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое.
В: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.
А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
Вот мы и вместе, снова на этом месте.
А что же нас интересного ожидает?
Куда клубочек знаний нам путь покажет?
он нас приведё т:
(Воспитатель бросает клубочек, который катится в Кубанскую горницу)
Слайд 2.
Проходите, гости дорогие, ко мне в горницу на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь у меня. Их сделали руки добрых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают горницу. Что вам больше всего нравится? Что вы видите (ответы детей)
В: Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.
Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.
Слайд 3.
В: Стены комнаты в горнице украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец и украшали разноцветными лоскутками.
Проводится игра «Укрась одеяло»
(дети по схеме из элементов блоков Дьенеша выкладывают узор на одеяле на скорость)
Слайд 4.
В: -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака)
-Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:
Дети:
Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
-А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки) Слайд 5.
-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (в чугунке).
-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).
-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) Слайд 6.
Дети рассматривают предметы быта
Педагог предлагает детям по нарисованной мнемосхеме рассказать о предметах быта.
Слайд 7.
-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара).
- Правильно.
А из глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток? (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины.
-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали.
А как вы думаете что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (предположения детей)
В:(рубель и каталка)
Проводится игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ-технологии (дети называют хорошие и плохие качества рубеля и каталки).
Физминутка:
-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.
Дети имитируют движения:
-копать
-нести коромысло
-хлеб класть в печь
-месить
-класть яблоки в корзину
-гладить
-прясть
-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?
Д: (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)
-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей теперь вы знаете.
Проводится игра с элементами ТРИЗ-технологии «Чем было - чем стало»
(воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет заменивший его в настоящее время)
Хата –дом Слайд 8.
Глэчикт –банка Слайд 9.
рубель и каталка- стиральная машинка Слайд 10.
колодец,ведра,коромысло –водопровод Слайд 11.
чугунок –кастрюля Слайд 12.
самовар-чайник Слайд 13.
гармошка- магнитофон Слайд 14.
печь-газовая плита Слайд 15.
(Правильный ответ появляется на мультимидийной презениации)
А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать :
1. Толстая Федора наедается нескоро
Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)
Слайд 16.
Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.
2. Он пыхтит, как паровоз
Важно держит к верху нос
Пошумит, остепенится
Пригласит чайку напиться? (самовар)
Слайд 17.
Молодцы!
Ребята, казаки- гостеприимный народ.
Кроме того наши предки весело проводили время
Играют в подвижную игру:
Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)
Обвалился потолок (дети идут топотушками)
Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)
Села поела и опять пошла
Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на
пятку)
А потом на пятку
Стала русскую плясать
А потом вприсядку.
-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Воспитатель: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.
А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
Вот мы и вместе, снова на этом месте.
И клубочек знаний нас ожидает
Что же мы ему расскажем (дети по кругу предают клубочек и рассказывают что вы нового узнали,Чему научились,Что понравилось,Чем были удивлены,
Что обрадовало,Может что-то огорчило).