Приложение МААМ

Предметы кубанской старины

Алена Ермашенко
Предметы кубанской старины
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:

«Кубанская горница»

Цель: Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно - познавательную творческую активность дошкольников. Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:-формировать образные представления о предметах старинного быта,

Публикация «Предметы кубанской старины» размещена в разделах

-развивать у детей воображение, связную речь, мышление, все виды восприятия, используя элементы ТРИЗ-технологии.

-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Предварительная работа : рассматривание старых фотографий.

Материалы: Аудио запись песен казачьего хора, предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы кубанской старины»

Ход

Звучит гимн Кубани в исполнении кубанского казачьего хора.

Слайд 1.

В : Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое.

В: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

А что же нас интересного ожидает?

Куда клубочек знаний нам путь покажет?

он нас приведё т:

(Воспитатель бросает клубочек, который катится в Кубанскую горницу)

Слайд 2.

Проходите, гости дорогие, ко мне в горницу на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь у меня. Их сделали руки добрых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают горницу. Что вам больше всего нравится? Что вы видите (ответы детей)

В: Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.

Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

Слайд 3.

В: Стены комнаты в горнице украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец и украшали разноцветными лоскутками.

Проводится игра «Укрась одеяло»

(дети по схеме из элементов блоков Дьенеша выкладывают узор на одеяле на скорость)

Слайд 4.

В: -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Дети:

Казак без коня,что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает,а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак-атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки) Слайд 5.

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (в чугунке).

-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) Слайд 6.

Дети рассматривают предметы быта

Педагог предлагает детям по нарисованной мнемосхеме рассказать о предметах быта.

Слайд 7.

-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара).

- Правильно.

А из глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток? (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали.

А как вы думаете что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (предположения детей)

В:(рубель и каталка)

Проводится игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ-технологии (дети называют хорошие и плохие качества рубеля и каталки).

Физминутка:

-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения:

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?

Д: (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей теперь вы знаете.

Проводится игра с элементами ТРИЗ-технологии «Чем было - чем стало»

(воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет заменивший его в настоящее время)

Хата –дом Слайд 8.

Глэчикт –банка Слайд 9.

рубель и каталка- стиральная машинка Слайд 10.

колодец,ведра,коромысло –водопровод Слайд 11.

чугунок –кастрюля Слайд 12.

самовар-чайник Слайд 13.

гармошка- магнитофон Слайд 14.

печь-газовая плита Слайд 15.

(Правильный ответ появляется на мультимидийной презениации)

А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать :

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Слайд 16.

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

Слайд 17.

Молодцы!

Ребята, казаки- гостеприимный народ.

Кроме того наши предки весело проводили время

Играют в подвижную игру:

Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на

пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.

-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

Воспитатель: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

И клубочек знаний нас ожидает

Что же мы ему расскажем (дети по кругу предают клубочек и рассказывают что вы нового узнали,Чему научились,Что понравилось,Чем были удивлены,

Что обрадовало,Может что-то огорчило).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«По тропам земли кубанской» туристический слет«По тропам земли кубанской» туристический слет "По тропам земли кубанской" туристический слет для несовершеннолетних. И. Н. Савченко руководитель кружка "Юный турист" Цель:изучение природных.

Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников старшей группы «В краю русской старины».

Мини-музей «Предметы глубокой старины»Мини-музей «Предметы глубокой старины» Мини-музей «Предметы глубокой старины». Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно.

Музей старины — один из подходов нравственно-патриотического воспитатния Всем известно, что личность и её ценности формируются и развиваются в семье, в детских садах, школах и т. д. Но современные семьи и родители.

Программа «Истоки русской старины» МАТЕРИАЛ к слайдам Слайд № 1. Введение. Программа «Истоки русской старины» предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет.

Проект создания мини-музея в пространстве групповой комнаты «Предметы старины глубокой»Проект создания мини-музея в пространстве групповой комнаты «Предметы старины глубокой» Проект «Музейная педагогика как средство приобщения, становления и повышения общей культуры дошкольников» проект создания мини-музея в.

Развитие речи в старшей группе «Предметы старины глубокой». Тема: «Предметы старины глубокой». Цель: продолжение обучению работе с опорной схемой для составления небольшого описательного рассказа.

Сценарий развлечения из цикла «Приметы старины глубокой». Тема: «Зимушка — зима» Сценарий развлечения из цикла «Приметы старины глубокой». Тема: «Зимушка – зима». Цель: создать условия для погружения в культуру русского.

Конспект занятия в первой младшей группе «Праздник Кубанской печки» Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования Конспект воспитанников.

Конспект занятия «Роспись по мотивам кубанской вышивки» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид деятельности: Непосредственно-образовательная Возрастная группа: старший.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предметы кубанской старины
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 13:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметы кубанской старины» (включая файлы) размещена пользователем Алена Ермашенко (УИ 649228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД