Ирина Савченко
«По тропам земли кубанской» туристический слет
▼ Скачать + Заказать документы
"По тропам земли кубанской" туристический слет для несовершеннолетних.
И. Н. Савченко руководитель кружка "Юный турист"
Цель:изучение природных ресурсов родного края в рамках патриотического воспитания.
Ведущий. Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем туристическом слете. Здесь собрались любители природы родного края. Малая родина – это святыня, которой дорожит каждый. У вас дети, тоже есть малая родина – тот край, где вы родились и растете.
1-й помощник: Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Публикация «„По тропам земли кубанской“ туристический слет» размещена в разделах
- Кубань
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит наш край родной
Здесь для вас и песни русские
И медовый каравай!
Ведущий: «Кубанской Швейцарией» называют этот прекрасный уголок Кубанской земли. Вы увидите здесь прекрасные горные речки, горы, скалы, водопады. Здесь воздух чист, речки быстры и прозрачны, флора и фауна удивляют своим многообразием.
Для туристов эти места не только завораживающе красивы и разнообразны по ландшафту, но и богаты историческими памятниками.
Ведущий. Всех, всех, всех кто не боится дальних дорог, кто ждет с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой зовут туристами. Туристы это люди, предпочитающие не сидеть дома у телевизора, а с пользой провести свое свободное время на воздухе, где человек может свободно слиться с природой воедино. Многое знают туристы, многое умеют, и ничто не застанет их врасплох – так считают они сами. Мы, конечно, им верим, но лучше все-таки проверить. Через несколько минут здесь начнутся веселые состязания под девизом: «Обувайте быстро кеды и шагайте до победы». Сегодня мы с вами пройдем по одному из маршрутов, испытаем себя на ловкость, смелость, умение преодолевать трудности, научимся ориентироваться на местности и познакомимся с множеством разнообразных дикорастущих лекарственных растений. Для начала давайте познакомимся с нашими командами.
Ведущий. Сейчас каждая команда выступит со своей визитной карточкой, а оценивать вас будет наше справедливое жюри.
(от каждой команды выбирается по одному человеку)
(подведение итогов, оценивается приветствие)
2-й помощник: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
1-й помощник: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
2-й помощник: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Край, в котором мы живём!
Ведущий. Как вы считаете ребята, можно представить лето без туристических походов? Бывалые туристы говорят : «В походе не бывал – лета не видал». Вот и мы сейчас отправимся в поход.
Ведущий. Мы хотим вас познакомить с инструктором по туризму А. М. Максименко. Он поведет нас по интересному маршруту. Задача каждой команды – идя по тропе, выполнять задания, ответить на вопросы и постараться преодолеть все препятствия. (Инструктор провел беседу о правилах поведения, о бережном отношении к природе).
Ведущий. Итак, в добрый путь! Пусть удача сопутствует вам!
Маршрут №1.
Ребята отправились по тропе вверх по течению реки Кува. Примерно через 1 километр группа вышла к пасеке Павла Яковенко – она находится справа от дороги. Далее туристы продолжили движение вверх по тропе, которая приводит к бывшему карьеру. Детям открылись живописные уголки природы, которые видны с панорамной площадки.
Привал.
Ведущий. Краснодарский край, или Кубань, - самый южный регион России, вряд ли еще есть место на земном шаре, где можно было бы встретить такое разнообразие природных условий, как в нашем крае. Кубанские черноземы издавна славятся высоким плодородием и считаются лучшими в России. Богатства таятся в недрах земли : нефть, газ, ртуть, железные и апатитовые руды и другие полезные ископаемые. Все мы любим наш край и гордимся, что родились на Кубани.
Ребята сейчас мы с вами проведем викторину «Мой край».
Вопросы викторины: (каждой команде задаётся по два вопроса и ответы оцениваются жюри)
1. Назовите город-герой, находящийся на территории Краснодарского края. (Новороссийск)
2. Кто даровал кубанским казакам земли русские? (Екатерина II)
3. Как назывался раньше город Краснодар? (Екатеринодар)
4. Как называется головной убор казака? (Кубанка)
5. Из чего раньше строили жилища, хаты? (солома, камыш, глина)
6. Какие моря омывают границы Кубани? (Черное, азовское моря)
7. Какие реки нашего края вы знаете? (Кубань, Протока, Белая, Уруп, Лаба, Бейсуг, Челбас и др.)
8. Какой ландшафт нас окружает? (степи, леса, горы, реки)
9. Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля)
10. Меня бьют, колотят, режут
А я всё терплю, всем добром плачу (земля)
11. Какие лекарственные растения произрастают на Кубани? (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, зверобой, тысячелистник, чистотел и т. д.)
12. Какие животные обитают у нас на Кубани? (заяц, лиса, кабан, хорек, ласка, бурые медведи, волк, еноты, барсуки, косули, туры, дикие коты, серны, кавказские олени, куницы, кавказские зубры, шакалы, кроты, хомяки)
13. Какая рыба водится в водоёмах нашего края (карась, щука, окунь, лещь, судак, тарань, пеленгас, карп, осётр.
14. Какие породы деревьев растут в нашем крае? (дуб, клен, акация, тополь, кизил, липа, ива, граб, ясень, береза, ель, сосна, орешник, боярышник, терн, каштан)
Ведущий. Молодцы ребята! Все активно участвовали, отвечали на вопросы викторины! (самые активные награждаются жетонами). А сейчас мы продолжим свой путь.
Маршрут №2
Пройдя 3 километра по тропе, туристы вышли к слиянию реки Кува и ручья Змейка. На правом берегу ручья можно осмотреть несколько гротов, да и сам ручей представляет собой красивое зрелище, образуя ряд маленьких водопадов, низвергающихся с уступов и обломков скал, образовавших завалы в русле ручья. За слиянием реки Кува и ручья Змейка видна проторенная тропа, ведущая к скале «Первое окно» Длина подъёма – около 150 метров.
Вверх по тропе туристы поднялись с помощью натянутого каната (этот вид препятствия также оценивается жюри) и вышли к указанной скале, которая представляет собой двадцатиметровый скальный останец, в котором образовались два отверстия, называемые окна. Окна имеют средний диаметр около двух метров, овальную форму. Сквозь них тропа выводит туристов на уникальную смотровую площадку, с которой открывается захватывающая дух панорама Кувинского ущелья.
Рядом с окнами туристы осмотрели остатки средневекового храма, которые были обнаружены в 1962 году краеведом, бывшим директором ильичёвской школы М. Н. Ложкиным. Храм по своей планировке, сходен по архитектуре с храмами средневекового аланского городища. Организовался привал, где инструктор познакомил с историей аланского народа и рассказал об Аланском городище.
Конкурс: «Собери пословицу»
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Всякому мила своя сторона.
- Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
- За морем теплее, а на родине светлее.
- Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
- Своя сторона не бывает холодна.
Маршрут №3
Со скалы туристы по тропе спустились к ручью Змейка, затем по ручью вниз к реке Кува и сделали привал на поляне. Поляну со всех сторон окружают крутые, поросшие лесом склоны Кувинского ущелья. Возвращаясь вниз, по реке Кува ребята вышли к слиянию реки и ручья Бадрачка. Затем маршрут продолжился вверх по руслу ручья. На протяжении всего подъема туристы наблюдали каскад водопадов высотой от 2 до 6 метров. Самый высокий водопад – «Голова великана». Он особенно красив летом. Водопад падает сначала с одного уступа, затем со второго. Общая его высота 6 метров. Здесь всегда прохладно. Тень деревьев скрывают водопад от солнечных лучей. У водопада устроился привал.
Ведущий. А сейчас небольшая туристическая викторина. (каждой команде раздаются по одному вопросу викторины, на который они должны дать быстрый ответ. Жюри награждает победителей жетоном).
1. Верно ли, что чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее его нести? (да)
2. Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (те, которые не пострадают при ударе)
3. Где в рюкзаке должны находиться самые тяжелые вещи? (под лямками вверху)
4. Как с рюкзаком легче идти? (наклонившись вперед)
5. Как ориентироваться на местности без компаса? (с северной стороны стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками)
6. Зачем перед походом спички покрывают парафином или лаком для ногтей? (чтобы уберечь от влаги)
7. Что делает замыкающий в туристической цепочке? (следит за тем, чтобы никто не отстал)
Ведущий. Молодцы ребята! (самые активные получают жетон)
Возвращаясь назад, туристы преодолели препятствие по реке Кува (через бревенчатый мост). Далее ребята продолжили путь назад вниз по течению реки, снова вышли к пасеке П. Яковенко. Пройдя ещё немного, туристы возвратились к поляне, от которой начинали свой путь.
Ведущий. Молодцы ребята! Вы преодолели все препятствия и трудности на своем пути, показали себя ловкими, смелыми и дружными. Сегодня вы доказали, что вы настоящие туристы, знатоки природы родного края.
1-й помощник: Ты мне дорог, мой край, уцелевший от гроз.
Я люблю твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слёз,
А мой край – это трижды Россия!
Подведение итогов, награждение команд.