Татьяна Беспалова
Сценарий развлечения из цикла «Приметы старины глубокой». Тема: «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения из цикла «Приметы старины глубокой». Тема : «Зимушка – зима».
Цель: создать условия для погружения в культуру русского народа, расширять представления детей о народном и земледельческом календаре зимы, закрепить народные приметы, пословицы, поговорки.
Обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.
Публикация «Сценарий развлечения из цикла „Приметы старины глубокой“, Тема: „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предшествующая работа: разучивание песен, стихотворений, пословиц, закличек, поговорок о зиме, изготовление костюмов, атрибутов к народным играм.
Материалы: костюм зимы (взрослый, костюмы зимних месяцев (детские, красная и синяя шапочки для игры, корзинка с «киндерсюрпризами», декоративная подушечка, аудиозапись «Зима» Вивальди, народных мелодий.
Воспитатель вместе с детьми заходит в музыкальный зал, подводит к окну, предлагает внимательно рассмотреть пейзаж за окном и рассказать по каким признакам можно определить настоящее время года.
(Дети делятся впечатлениями, беседуют о том, что за окном).
Звучит музыка, заходит Зимушка – зима.
Воспитатель: Здравствуй, гостья – Зима, просим милости к нам.
Зима : Здравствуйте, дети. Пришла я к вам с шутками да прибаутками, с
загадками, с приметами народными, да не одна, а с помощниками –
месяцами зимними.
Отгадайте мою первую загадку: Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт –
Наступает Новый год! (Декабрь)
(Под музыку появляется ребёнок –Декабрь)
Воспитатель: Декабрь – первый зимний месяц. В народе говорят «Декабрь
зиму начинает, год заканчивает». Давайте вспомним, что
происходит в природе в начале зимы? (ответы детей).
Зима : В декабре солнце редко проглядывает сквозь серые облака, и прозвали
за это первый месяц – «хмурень», хмурый,бессолнечный. Ночи самые
длинные, а дни короткие.
Ребё нок: Декабрьский денёк с воробьиный скок.
Воспитатель: А ещё декабрь называли «метельник» и «студенец» за лютую
морозную пору, за стужу.
Ребё нок: Декабрь Стужайло на всю зиму землю студит.
Воспитатель: К зиме селяне заканчивали сбор урожая, и в свободное время
весело отдыхали. Принимали участие в многочисленных
праздниках. Многое начиналось в декабре, в том числе и
обучение детей потому, что взрослые освобождались от работы в
поле и на огороде. В старину 14 декабря отмечали праздник Наум
– грамотник, так и говорили «Пророк Наум поставит на ум».
Декабрь загадывает загадки: Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Встанут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы).
Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга).
Декабрь: А теперь давайте поиграем в русскую народную игру. Вот вам
кузовок, кладите в него всё, что есть на -ок, кто обмолвится, отдаст
залог.
(Проводится игра «Кузовок»).
Воспитатель: 22 декабря (Анна зимняя) – самый короткий день в году, а уже с
25 декабря солнце поворачивало на лето. Взрослые наблюдали
за природными явлениями и предсказывали погоду. Проводили
обряд «становления» солнца. Давайте мы все вместе попросим
«повернуть солнце на лето».
Дети ходят по кругу со словами:
Солнышко, повернись!
Солнышко, разожгись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай,
Зимний холод забывай.
Воспитатель: После солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет
денёк.
Декабрь: В старину говорили, как будто с этого дня солнце наряжалось в
праздничный сарафан, садилось в телегу и в тёплые страны ехало.
«Солнце - на лето, зима – на мороз».
Зима предлагает детям отгадать загадки:
Старик – шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд).
Воспитатель: А теперь, ты, дорогая Зимушка отгадай.
1 ребёнок. Без рук, без топорища выстроен мостище. (Мороз и лёд).
2 ребёнок. Не болела, а белый саван надела. (Зима).
3 ребёнок. Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно всё сошло. (Снег).
Воспитатель: Наши дети не только загадывают загадки, они ещё пословицы о
зиме знают.
1 ребёнок. В зимний холод всякий молод.
2 ребёнок. Мороз не велик, а стоять не велит.
3 ребёнок. Береги нос в большой мороз.
Выбегают двое детей, один в красной шапке, другой – в синей, зазывают детей: «Раз, два, три, четыре, пять, выходите к нам играть!»
Проводится народная игра «Два мороза».
Воспитатель: 31 декабря заканчивался месяц – хмурень, месяц – студенец,
начиналось время разгорания солнца. В этот день в домах должен был обязательно гореть огонь. Свечи и огоньки на ёлках – это новый «живой» огонь наших предков.
Исполняется народная песня «Ой ты, зимушка – сударушка».
Зима : Вот и закончился первый месяц, а на смену ему спешит новый.
(Загадывает загадку). Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Под музыку заходит месяц Январь).
Воспитатель: Январь – второй зимний месяц. Морозы трещат, стужа лютует.
За это и прозвали в народе месяц январь «Лютень». Какие народные приметы вы знаете?
1 ребёнок. Красный огонь в печи – в окна мороз стучит.
2 ребёнок. На Новый год тепло и снег – лето тёплое и дождливое.
3 ребёнок. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле – частые
дожди.
Январь: А вы знаете, почему на праздник Дед Мороз приходит со
Снегурочкой? Снегурочка – дочь Весны, значит «Январь – весне
дедушка». А ещё месяц январь в старину называли «просинец»,
небо проясняется синевой, точно проталинами.
Зима : Ты у нас «Батюшка январь – зимы государь, всему году запевала», и как
бы тебя ни называли: новолетником, лютовеем,треснуном,
полузимником, январь – вершина зимы.
Ребёнок. Январь на порог – прибыло дня на куриный скок.
Зима. Дни становятся длиннее, солнце раньше встаёт и ярче светит,
торопится к весне.
Воспитатель: В январе есть два главных праздника, которые отмечают
до сегодняшних дней. Один из них является как бы
продолжением Нового года: ёлка с игрушками и огоньками,
сказочное настроение, подарки друг другу. Давайте вспомним,
что это за праздник.
Выходят ряженые дети, исполняют колядки (на усмотрение воспитателя и музыкального руководителя). Колядующие проходят мимо гостей, собирают подарки.
Воспитатель: Ах вы хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег).
В гору – деревяшка, под гору – коняшка. (Санки).
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).
Зима : Ну что, ребята, вспомнили, какой праздник отмечали 7 января? (Ответы детей). Под Рождество люди проверяли приметы, вспоминали пословицы, поговорки.
1 ребёнок. В Рождество день тёплый – хлеб будет густой, тёмный.
2 ребёнок. На Рождество метель – пчёлы роиться будут.
3 ребёнок. На Рождество два друга – мороз да вьюга.
Январь (в руках подушечка в форме сердечка). В круг скорей вставайте, игру начинайте!
Проводится народная хороводная игра «Подушечка»
(Играющие образуют круг, поют песню под русскую мелодию:
Подушечка, подушечка,
Да ты пуховая.
Молодушка, молодушка,
Да ты молодая.
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую,
Пуховую подушечку
Тому подарую.
Январь ходит внутри круга и выбирает девочку, танцует с ней, по окончанию песни «дарит» подушечку, потом девочка выбирает мальчика и т. д.)
Зима : С Рождества до Крещения на Руси праздновались Святки, в святые вечера девушки гадали на суженого разными способами: на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на башмаке.
Воспитатель: Как это на башмаке?
Зима : Снимала девушка обувь с левой ноги и бросала за ворота. В какую сторону укажет носок башмака, туда и отдадут девушку замуж.
Воспитатель: А если башмак носом к воротам ляжет?
Зима : Значит в этом году девушка останется дома.
(Воспитатель обращается к гостям, кто из них знает какие способы гадания)
Воспитатель: По окончанию рождественских торжеств зима набирала силу, а люди готовились к большому празднику – Крещению, 19 января.
Этот праздник в народе называют «водосвятием», так как накануне освящается вода в храмах, в водоёмах – реках, прудах, озёрах, для чего делается прорубь в виде креста.
Зима : Считается, что Крещенская вода становится святой и её в течение всего года использовали в качестве чудодейственного средства от недугов и нечистой силы.
Январь: А я знаю, что в этот праздник многие купаются в проруби и даже не простужаются, ведь вода – священная.
А ещё знаю, что с Крещения начинаются крещенские морозы.
Воспитатель: А мы знаем приметы старинные.
1 ребёнок. Если в канун Крещения будет метель – то же самое будет на Масленицу.
2 ребёнок. Если на Крещение подует сильный ветер с юга – будет лето грозное.
3 ребёнок. На Крещение много ярких звёзд – красных ягод много будет.
Зима : На Крещенский праздник так же, как и на Рождество девушки гадали, в эти святые праздники гадания считались особенно верными, например гадание на солёном.
Воспитатель: Что значит на солёном?
Январь: Я знаю, девушка перед сном съест что-нибудь пересоленное и говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Во сне жених приснится.
Воспитатель предлагает шуточное гадание: нужно взять из корзинки один из «киндерсюрпризов», внутри которого заранее заготовленные рисунки с изображениями железной дороги, самолёта, торта и т. д., по картинкам определяем, что ждёт в этом году.
Январь: А не поиграть ли нам в «Жмурки с Водяным»?
(Проводится народная игра «Жмурки с Водяным»)
Зима : Спасибо тебе, Январь – батюшка, за игры весёлые, за праздники святые, настал черёд последнему месяцу. (Загадывает загадку).
Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревья налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это? (Февраль)
Звучит музыка, появляется месяц Февраль.
Воспитатель: Вот и пришёл последний зимний месяц. Вьюги да метели высокие сугробы намели, ветры по земле позёмку гонят. За это прозвали Февраль «снеговеем».
Зима : Месяц Февраль зиму и весну рассекает, русский народ дал другое название – «сечень», за морозы и снега прозвали «лютень», «снежень», «вьюговей».
Февраль: А мне больше нравится имя – «бокогрей», «С одного бока оттепель, с другого мороз да метель».
Воспитатель: Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе в феврале. (Ответы детей).
Зима : В середине февраля, 15 числа, празднуют Сретенье, что обозначает встречу зимы с летом. В этот день приманивали весну, обычно ребятишки выбегали на сугробы закликать солнышко. Давайте и мы солнышко покличем.
(Дети становятся в круг, выполняют движения в соответствии со словами).
Солнышко – батюшко,
Покажись, покажись!
Из- за гор- горы
Поднимись, поднимись!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко, солнышко,
Выкатись на брёвнышко!
Сделай тепло, всем светло!
Дай нам мотыльков!
Воспитатель: Считалось, что после таких закличек Зима не сможет Весну заморозить, но на всякий случай говорили особые слова.
Ребёнок. Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков.
Кулик! кулик! Замыкай Зиму,
Отпирай Весну, тёпло летечко.
Февраль: Есть такая примета – какова погода на Сретенье, такова и весна будет. А вы какие ещё знаете?
1 ребёнок. Если Сретенье тёплое – весна хорошая будет.
2 ребёнок. На Сретенье ветер – к плодородию фруктовых деревьев.
3 ребёнок. На Сретенье снежок – весною дожжок.
Зима : В этот праздник принято было на санках кататься, в разные игры играть.
Проводится народная игра «Горелки».
(Считалкой выбираем «горящего», Соломина-яромина
Прела, горела,
За море летела,
Вышла-дышла.
Родион, поди вон!
Остальные становятся парами друг за другом, взявшись за руки, поднимают руки вверх, образуя ворота. Последняя пара проходит под воротами, становятся впереди, за ней следующая и т. д. В это время дети поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Делай дело,
Глянь на небо –
Облака плывут,
Журавли зовут:
«Курлы-си, курлы-си,
Полетим-ка по Руси!»
По окончанию песни впереди стоящие дети разбегаются в разные стороны, а «горящий» догоняет.)
Воспитатель: В конце февраля люди прощаются с зимой.
Ребё нок: Вот уж Зимушка проходит,
Снег и холод прочь уводит.
Прощай, Зимушка – старушка,
Ты седая холодушка!
Воспитатель: Готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицу.
Скоро и мы с вами будем Весну встречать, а сегодня Зимушка – зима с нами прощается.
Зима : На Сретенье принято было пировать, вот вам моё угощенье – старинное русское лакомство – пряники, угощайтесь, да меня не забывайте.
(Зима прощается и под музыкальное сопровождение уходит)