Оксана Протасова
Предметно-развивающей среды в группе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Предметно-развивающей среды в группе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде :
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает :
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Большинство дошкольников с нарушением интеллекта проявляют неустойчивый интерес к игре. Это проявляется в том, что, как правило, у них не наблюдается глубокого поглощения игрой. Случайные раздражители отвлекают их внимание от игры и приводят к ее разрушению.
В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре "Доктор" некоторые дети сначала делают уколы и только после этого спрашивают больного о его жалобах. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки от взрослого.
Нормально развивающийся ребенок может использовать любые окружающие его предметы для реализации своего игрового замысла. Эта способность применять предметы-заместители появляется у него к началу дошкольного детства. Дошкольники с отклонениями в развитии склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных
предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик - мыло, стол, стул и т. п., стул - мотоцикл, лошадка и т. п.). Неумение этих детей использовать предметы-заместители, таким образом, вытекает не только из особенностей их познавательной деятельности и, в частности, конкретности мышления, недоразвития воображения, но также из того, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.
Характерным для детей с нарушением интеллекта является также выполнение игровых действий без сопровождения речи. Они, как правило, действуют молча. С большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане может являться показателем интеллектуальной сохранности ребенка. Только в старшем дошкольном возрасте дети с отклонениями в интеллектуальном развитии начинают обозначать роль словом (я - врач, я - шофер и т. п., понимают ее и выполняют ряд действий, соответствующих ей. Однако, как правило, даже в конце дошкольного возраста дети не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Некоторые берут на себя роли, но оказываются не в состоянии действовать в соответствии с ними до завершения игры. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развертывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в ней, но и принимает участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают роли на себя и действуют в соответствии с ними до конца игры.
Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения
Первый год обучения
Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).
Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).
Второй год обучения
Октябрь - последовательное обыгрывание куклы.
Ноябрь, декабрь - "Дочки-матери".
Январь - "Автобус".
Февраль - "Магазин игрушек".
Март - "Семья" (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т. п.).
Апрель - "Доктор" (прием врача в детском саду).
Май - "Детский сад" (с использованием игры "Автобус" и "Семья").
Третий год обучения
Сентябрь, октябрь - "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин".
Ноябрь - "Доктор".
Декабрь - "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов).
Январь - "Детский сад".
Февраль - "Парикмахерская".
Март - "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов).
Май - "Кукольный театр" (в игру входят инсценировки сказок).
Июнь - "Зоопарк".
В работе с детьми широко используется система дидактических игр. Так, например, в ходе изучения темы "Игрушки", подготавливающей детей к игре "Магазин игрушек", можно использовать следующие игры: "Назови игрушку", "Найди игрушку, которая нарисована на картинке" (соотнесение предмета и изображения, "Чудесный мешочек", "Что делаем с этой игрушкой?" и др.
Кому? Что нужно?"
Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей;
Оденем куклу на работу
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека; называть соответствующие профессии.
Все темы сюжетно-ролевых игр тесно связаны с продуктивной деятельностью,
например: по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм
Таблетки (аппликация)
Склеим пакеты (ручной труд)
Педагогический замысел: учить детей склеивать пакеты для игры в магазин
Помидоры в банке (рисование)
Игровые уголки в группе не должны быть "зоной обучения". В них должна протекать бурная игровая жизнь детей. Для этого у них достаточно времени, и дело лишь за тем, чтобы воспитатель смог организовать детей на игру, увлечь ее содержанием, распределить внимание между всеми воспитанниками, старается помочь им объединиться в маленькие группы по интересам : например, кто-то из мальчиков любит играть с куклами - он может играть с девочками; расторможенному ребенку, которому сложно найти себя в коллективной игре, можно предложить индивидуальную игру и поиграть с ним самому, объединив вокруг себя еще 2-3-х детей или предложить сделать это кому-то из наиболее спокойных детей или помощнику воспитателя и т. п.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.