Елена Сыроватская
Организация развивающей предметно-пространственной среды для успешного решения задач освоения детьми области «Коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей и позволяющих воспитательно решить запланированные задачи. Это литературный центр (книжный уголок) и центр художественно-речевой творческой деятельности.
Литературный центр должен решать следующие задачи :
1. воспитывать устойчивый интерес к чтению,
2. бережное отношение к книгам,
3. чувство ответственности.
Литературные произведения, которые подбираются в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Жанр –
• это могут быть рассказы,
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для успешного решения задач освоения детьми области „Коммуникация“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• сказки,
• потешки,
• басни,
• пословицы,
• поговорки и т. д.
Тематика –
• времена года,
• природа,
• произведения о Родине,
• о детях,
• о человеке и его отношении к другим людям, животным,
• о дружбе, правде, добре, зле,
• памятные даты и т. д.
Содержание –
• Пр. Природа - лес, полевые цветы, птицы и насекомые…
• Памятные даты -9 мая, 8 марта, Новый год…
С возрастом у детей появляется достаточно устойчивый читательский интерес, появляются индивидуальные предпочтения. Одни дети отдают предпочтение волшебным сказкам, другие чаще обращаются к энциклопедическим изданиям, рассказам о природе или технике, а также детские журналы.
Поэтому в литературном центре должны быть представлены книги, способные удовлетворить разнообразие детских интересов: сказки, сборники стихов, энциклопедические издания, журналы и др.
Также важно учитывать различие в интересах мальчиков и девочек. Мальчики предпочитают приключенческие сюжеты, книги о технике, а девочки – истории о принцессах.
Важно использовать приём организации выставок. Это мотивирует внимание детей к книжному уголку.
Тематика выставок может быть разнообразна:
1. тема недели,
2. выставка по жанру,
3. по произведениям известных писателей,
4. «Моя любимая книга»,
5. Книги, принесённые детьми,
6. выставка по видам деятельности (Пр. вышивка,оригами,
7. текущие события в стране и т. д.
Чтобы литературный уголок имел такое оснащение, в группе необходима библиотека. Исходя из её содержания, у воспитателя будет больше возможностей для оформления книжного уголка. Эта же библиотека может служить и для организации сюжетно-ролевой игры, где мы можем научить ребенка пользоваться библиотекой и познакомиться с работой библиотекаря.
Также в гупповой библиотеке могут быть книги, составленные самими детьми. Постоянная деятельность книгопечатания может стать хорошим условием для развития речевого творчества детей. Классификаторами для библиотеки могут служить как буквы, так и портреты писателей, героя сказок, мнемо символы и т. д.
Ещё одним центром, стимулирующим речевую активность детей, является центр художественно - речевого творчества. Он организуется для решения следующих задач :
1. развитие речевого творчества,
2. индивидуальных литературных способностей детей,
3. упражнения в освоенных творческих речевых формах.
Этот центр должен располагаться отдельно от литературного уголка, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, а это может помешать спокойному рассматриванию или чтению книг.
К средствам, стимулирующим творческие проявления детей, можно отнести:
Театры-
• настольный плоскостной,
• на ковролине,
• куклы - марионетки,
• теневой театр и т. д.
Игры – драматизации –
• элементы костюмов сказочных персонажей,
• шапки – маски,
Дидактические пособия -
• модели рассказов, сказок,
• дидактические игры на ассоциации,
• ребусы,
• рисуночные загадки,
• карты Проппа и т. д.
Правильно организованная развивающая среда позволяет систематизировать совместную с воспитателем и самостоятельную речевую деятельность детей.
Нельзя забывать, что существенным компонентом среды для развития речи детей, является речь воспитателя и других взрослых, взаимодействующих с детьми и друг с другом в присутствии детей. Образная, выразительная, литературная речь воспитателя, ориентированная по содержанию и форме на зону ближайшего развития ребёнка учитывающая индивидуальные способности ребенка, является благоприятной развивающей средой для освоения языка дошкольниками.
Чтобы привлечь внимание детей и, вызвать желfние подражать, уместно использовать пословицы, поговорки, стихи, загадки. Это делает речь воспитателя привлекательной и интересной для детей.