Евгения Крюкова
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункциональности;
Публикация «Предметно-развивающая среда в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
- безопасности;
- насыщенности.
Социально-коммуникативное развитие.
В центре «Сюжетно – ролевых игр» дети могут легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Игровой центр содержит в себе игрушки разной направленности: игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, куклы разной направленности, атрибуты для ряженья, предметы-заместители. Игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Ателье», «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Почта» и др. Рядом с игровой зоной расположены модули и крупный строительный материал с целью возможности использовать постройки в игре.
«Уголок дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, а также необходимые атрибуты для дежурных. В день дежурства в кармашках появляются карточки с изображением овощей и фруктов.
Уголок «безопасности» отражает безопасность на улице (ПДД). Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Центр оснащен макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей, полотно с изображением дороги, мелкий транспорт, набор дорожных знаков, светофор.
Познавательное развитие.
Центр «математики» (игротека) оснащен нормативно - знаковым материалом: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, счеты, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Геометрический куб, различные виды мозаик, современные пазлы; развивающие игры: «Логические блоки Дьеныша», «Танграм», «Шашки», «Монгольские игры», палочки Кюизенера. «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели, настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Центр «познания» - игровой материал расположен на открытых полках, содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, шашки, шахматы, различные головоломки, настольно-печатные игры, материалы для развития у детей графических навыков, доска, указка, календарь недели, глобус, географические карты, циферблат часов. Коллекции значков, пуговиц, медалей, фантиков, открыток, календарей.
Центр «экспериментирования» представлен многообразием природного материала: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, и т. п., сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, гречка, рис. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, песочные часы, емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки. Разнообразные приборы: разные лупы, компас, бинокли, магниты, весы. Набор зеркал для исследования отражательного эффекта, вертушки (для опытов с воздушными потоками, схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. Коллекции тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором мы совместно с детьми фиксируем сделанные выводы по результатам наблюдения.
Центр «Экологии» содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», муляжей овощей и фруктов, календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. Пластиковый контейнер с песком для оформления макетов (пустыня, тропики, доисторической жизни (динозавры, ландшафт). Все составляющие макета мобильны (в хранении представляет собой коробки с материалами). Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами.
Центр «конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала, он расположен вблизи центра сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Содержание строительного уголка (средний строительный конструктор, деревянный конструктор, конструктор типа «lego», плоскостной конструктор, магнитный конструктор, конструктор – мозаика, тематические строительные наборы: город, ферма, зоопарк, сборно-разборный трактор; небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных); схемы построек, образцы по конструированию, фотографии) может перемещаться в любое место группы.
В центре «патриотического воспитания» содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика города Пензы; дидактические пособия, отражающие многонациональность нашей Родины. Подобран материал о Пензенском крае (традиции, культура). Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Достопримечательности города Пензы», «Пензенский край», «Мой город – Пенза», фото открытки, коллекция кукол в народных костюмах, дидактические игры.
В центре «театра» размещена ширма, ширма для настольного театра, маски различных персонажей, кукольный, пальчиковый, настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе, театральные афиши, программки, билеты, альбом с фотографиями театральных постановок.
В центре «ИКТ» размещены: телевизор, ноутбук, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Речевое развитие.
Центр «книги» включает в себя стеллаж для книг, мягкий диван. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели; любимые книги детей, полочка умных книг (детские энциклопедии). В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.
В центре «Речевичок» находятся картинки по лексическим темам, предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов, дидактические игры на обогащение словаря; на развитие грамматического строя речи; на развитие связной речи; дидактические игры на развитие фонематического слуха. Каталог игр по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; словесные дидактические игры, домик букв, зеркала. Пособия на развитие мелкой моторики (сухой бассейн, массажные мячики, шнуровки) и картотека упражнений с ними. Неотъемлемым атрибутом в центре «речевичок» является игрушка «мудрая сова».
Художественно — эстетическое развитие.
В центре «изобразительной деятельности» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, мольберт, раскраски, материалы для ручного труда и художественного конструирования (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, бросовый материал). Наш центр дополнен выставкой детских работ или одного ребенка». По желанию ребенок может воспользоваться всем необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра детям и родителям, являются украшением группы.
Центр «музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Здесь размещены музыкальные игрушки (синтезатор, гармошка, аккордеон, гитара, балалайка, металлофон, шарманка, музыкальные шкатулки, дудочки, погремушки; бубен; барабаны; трещотка; ложки, колокольчик, треугольник, дидактическое пособие «Музыкальные инструменты», лэпбуки «Танцевальная мозаика», «В мире музыки» дидактические игры.
Физическое развитие.
«Центр двигательной активности» содержит атрибуты к подвижным играм, мячи (б. и м., кубики, султанчики, ленточки, флажки, веревочки, платочки, гимнастические палки и т. д., массажёры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, дуги для подлезания, городки, серсо, гантели детские и нетрадиционное спортивное оборудование, сделанное своими руками. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Центр оснащен картотекой подвижных игр; картотекой малоподвижных игр; картотекой русских народных игр, картотекой физкультминуток; иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Выносной материал: мячи резиновые; мяч футбольный; бадминтон; скакалки; обручи; лыжи (нест. оборуд.); хоккейные клюшки.