Надежда Лушникова
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда по правилам дорожного движения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196 – Ф3 «О безопасности дорожного движения», «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных и общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление деятельности в установленном порядке». Реализация данного требования зависит от состояния материально-технической базы обучения, наличия учебных, методических, наглядных, электронных и других образовательных пособий, подготовленности педагогических кадров образовательных организаций.
Публикация «Проект „Развивающая предметно-пространственная среда по правилам дорожного движения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- ПДД. Уголки и центры
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В категорию обучаемых дошкольники включены неслучайно. Согласно статистике дети являются самой уязвимой и незащищенной частью населения в условиях реальной жизни, что обусловлено их неподготовленностью к самозащите и самопомощи, отсутствием стереотипов безопасного участия в дорожном движении. Почти каждое второе ДТП с участием несовершеннолетних происходит по вине самих детей, что свидетельствует о недостаточно уровне их знаний правил безопасного поведения на улице и дорогах и слабой дорожной дисциплине.
Если в современном мире ребенок с малых лет становится участником дорожного движения, то особую актуальность приобретает проблема обучения его основам безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательному выполнению им требований Правил дорожного движения с дошкольного возраста, а обучения управлению транспортными средствами : автомобилем, мопедом, мотоциклом и т. д., - в подростковом возрасте.
Дорожное движение предъявляет к каждому участнику стандартизированные и весьма жесткие требования, расплатой за нарушение которых могут быть жизнь и здоровье не только самих нарушителей, но и других людей, волей случая оказавшихся участниками дорожно-транспортного происшествия. Примеров такого рада много. Дорожное движение не делает скидок на возраст юного участника дорожного движения, не предоставляет льготных режимов в связи с недостатком практического опыта и тем более не позволяет нажать кнопку «перезагрузки», когда развитие событий приобретает трагический характер. Реальность требует от ребенка, самостоятельно участвующего в дорожном движении, компетенций, обеспечивающих его собственную безопасность и безопасность окружающих. Единственным выходом из данной ситуации является как можно более раннее начало обучения ребенка правилам поведения на дороге и прилегающих к ней территориях, в транспорте.
В целом обучение детей основам безопасного поведения, профилактика правонарушений на дорогах и в общественных местах, занятость детей вне стен дошкольной образовательной организации имеют большое значение для позитивной социализации подрастающего поколения. предупреждения дорожно- транспортного травматизма и сохранения детских жизней на дорогах.
К сожалению, не редки случаи неправильного поведения на дорогах родителей с детьми, отсутствия в автомашинах специальных детских кресел. Это чревато формированием ложных и небезопасных стереотипов поведения у несовершеннолетних, а также увеличением числа ДТП с их участием. Нельзя допустить, чтобы нарушение Правил дорожного движения стало для них вредной привычкой. Именно поэтому начинать обучение детей безопасному участию в дорожном движении следует с самого раннего возраста. Безусловно, эффективную образовательную деятельность детей можно осуществлять в дошкольных образовательных организациях на основе различных программ.
Кружковая деятельность предлагает свой подход к формированию у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, навыков безопасного участия в дорожном движении, который основан на использовании современных образовательных информационных технологий. Его характерная особенность заключается в вариативном применении различных технических средств и специализированного программного обеспечения, разработанного по данной образовательной области, что открывает новые возможности в обучении:
Согласование целей и результатов, коррекцию процесса обучения с участием самого ребенка, с учетом характерных особенностей его личности и возможности;
Вариативность состава программного и аппаратного обеспечений интерактивного комплекса, которые могут быть интегрированы с различными образовательными областями и варьироваться в зависимости от существующей технической оснащенности дошкольной образовательной организации;
Гибкость при выстраивании траектории основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Вид проекта : долгосрочный (Сентябрь – май 2016 г)
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации данного проекта :
Дети:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил дорожного движения;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Воспитатели:
сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на дорогах.
Пояснительная записка.
Согласно печальной статистике в Российской Федерации ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы тысячи детей дошкольного возраста. Причины этого явления лежат не только в области организации самого дорожного движения (нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и др., но и в области воспитания и образования подросткового поколения. Серьезная причина кроется в несогласованности действий сотрудников ГИБДД и органов управления образованием, отсутствии планомерной и систематической деятельности по формированию культуры поведения подрастающего поколения. Такая ситуация приводит к тому, что односторонняя работа сотрудников государственных органов автоинспекции не дает желаемых результатов. Анализ деятельности образовательных организаций в этом направлении позволяет выделить несколько болевых точек, от устранения которых зависят функционирование системы обучения безопасному участию в дорожном движении и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, а также его реальные результаты.
1. Работа по формированию безопасного поведения на улице и дорогах является инициативной деятельностью дошкольной организации. Именно она по своему усмотрению намечает цели, содержание и методику работы, согласно ФГОС.
2. Дети дошкольного возраста не владеют компетенциями безопасного поведения на дорогах и улицах. Следовательно, необходимо формировать готовность детей дошкольного возраста к самостоятельному передвижению по дорогам, прививать рефлексивные умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.
3. Недостаточная компетентность взрослых участников образовательного процесса приводит к тому, что работа проводится формально и сводится в основном к ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Отсутствие активной познавательной деятельности дошкольников, в основе которой лежит начальный самостоятельный анализ конкретных ситуаций, не дает возможности формировать мотивы поведения, не обеспечивает трансформацию образовательного процесса в реальные жизненные ситуации.
Таким образом, существует необходимость создания образовательной программы, подготовка которой предполагает :
Отбор содержания обучения, необходимого и достаточного для формирования у детей 4 – 7 лет (в условиях дошкольных организаций разного типа) навыков безопасного поведения на дорогах, знание дорожных знаков и дорожной разметки.
Разработку планируемых целевых результатов обучения и требований к освоению навыков безопасного поведения на дорогах и улице детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Задачи:
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить
понимать их схематическое изображение для правильной
ориентации на улицах и дорогах. Обучить безопасному поведению
на дороге, учить пользоваться правилами дорожного движения.
Учить культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного
движения, уберечь от ДТП.
Формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
Формировать у детей навыки и привычки безопасного поведения на улице.
Совершенствовать предметно-развивающую среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать навыки личной безопасности.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.
АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2016 ГОДА
За 9 месяцев 2016 года на дорогах Московской области зарегистрировано 458 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (АППГ - 539, в результате которых 17 юных участников дорожного движения погибли (АППГ - 22) и 503 получили травмы различной степени тяжести (АППГ - 564).
Отчетный период
За 9 месяцев
2016
2015 2016
Количество ДТП 539 458
Количество погибших в ДТП 22 17
Количество раненых 564 503
Тяжесть последствий 3,8% 3,3%
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних сократилось на 15%, число раненных в них детей на 10,8%, количество погибших на 22,7%.
Всего за 9 месяцев 2016 года на территории Московской области произошло 5069 учетных ДТП, в которых 855 человек погибли и 6171 получили ранения.
Дорожные аварии, в результате которых пострадали дети, составили 9% от общего количества учетных ДТП, погибшие 1,9%, травмированные 8,2%.
313 дорожных аварий (68%) произошли на территории обслуживания районных отделов Госавтоинспекции, 145 происшествий (32%)
Основные принципы построения РППС в ДОУ.
В соответствии с ФГОС РППС строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
РППС должна быть:
Содержательно-насыщенной, т. е. включать средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех детей;
Полифункциональной, т. е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Трансформируемой, т. е. обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей;
Вариативной, т. е. наличие различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной, т. е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Предметно – развивающая среда по обучению детей ПДД.
Игрушки и игровое оборудование: автобус, легковые и грузовые машины, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», рули. Макет дороги.
Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением общественно-городского транспорта. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: «Катание на велосипеде», «На санках», «Игра детей в мяч на дороге». Иллюстрации с изображением светофора, со знаками. Картинки с изображением всех частей машин.
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «На дорогах города», «Правила движения», «Автомобили и светофор», «Пешеходы».
Дидактические игры: «Угадай на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной группе.
Месяц
Тема Цель
Сентябрь «Учимся быть осторожными»
«Что такое ДТП» Формировать представление опасности, развивать способность анализировать ситуации, которые потенциально опасны и могут привести к беде, характеризовать понятия «опасность», «дорожная ситуация».
Октябрь «Что такое ДТП»
«Виды транспортных средств» Познакомить с причинами дорожно-транспортных происшествий; развивать умение моделировать дорожные ситуации и предвидеть опасности на дорогах.
Ноябрь «Виды транспортных средств»
«Подземный транспорт» Уточнить и расширить представления детей о разных видах транспорта; развивать навыки определения вида транспортного средства и его особенностей; характеризовать понятия «спецтранспорт», «пассажирский транспорт»; «грузовой транспорт».
Декабрь «Подземный транспорт»
«Разные дороги» Познакомить с правилами поведения в метро; ввести термины «ограничительная линия», «платформа», «эскалатор»; воспитывать уважение к сотрудникам метрополитена, желание выполнять правила поведения.
Январь «Разные дороги»
«Профессия – водитель» Уточнить и расширить представления детей о транспортных магистралях; развивать умение определять принадлежность дороги по рисунку, интерактивной модели или схеме, кратко характеризовать особенности разных дорог.
Февраль «Профессия – водитель»
«Знаки дорожного движенья» Познакомить с профессией водителя.
Март «Знаки дорожного движенья»
«Регулировщик» Познакомить со знаками дорожного движения, с их назначением; дать трактовку понятий «запрещающие знаки», «предупреждающие знаки», «предписывающие знаки», «информационные знаки», «знаки приоритета», «знаки сервиса», «знаки дополнительной информации», учить соблюдать правила дорожного движения во избежание создания опасных ситуаций.
Апрель «Регулировщик»
«Обязанности пешеходов» Расширять представления о работе светофора, знаках – движениях регулировщика, их значении; посредством игровых ситуаций формировать умение использовать приобретенные знания на практике.
Май «Обязанности пешеходов»
«Что бывает на дороге» Уточнить и систематизировать знания детей о правилах перехода улицы; развивать навык применения правил перехода улицы (в игровых ситуациях); закреплять правила «Что должен знать пешеход»
Июнь «Повторение и закрепление пройденного материала»
Июль «Повторение и закрепление пройденного материала»
Август «Повторение и закрепление пройденного материала»
Материально-техническое обеспечение проекта
№
п/п Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.) Марка /
модель
Количество
Комплект «Автогородок - мини» 1
1 Детский трехколесный велосипед 3
2 Набор дорожных знаков 24
3 СПОБДД 1
4 Трехколесный велосипед «Такси» 1
5 Велосипед «Полиция» 1
6 Машинка «Plasma Car» 2
Пешеходный городок 35М2
7 Светофор 4
8 Комплект знаков дорожных с креплением 1 10
9 Стойка под дорожный знак 10
10 Имитация проезжей части 1
11 Комплект плакатов по Безопасности Дорожного Движения 1 20
12 Методические указания по работе с данным оборудованием 1
Организация развивающей предметно-пространственной среды
дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
№
п/п Наименование
1 Конструктор «Железная дорога»
2 Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)
3 Игровые наборы: транспорт и строительные машины
4 Крупногабаритные напольные конструкторы
5 Комплект больших мягких модулей
6 Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта
7 Автомобиль служебный среднего размера
8 Автомобиль грузовой большого размера
9 Вертолет среднего размера
10 Паровоз и вагончики с открытым верхом, среднего размера
11 Макет «Перекресток»
12 Макет «Наш поселок Некрасовский»
Результативность.
Если ребенку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя свое поведение. Перед нами встает вопрос: как и чему следует учить детей? Какие знания и навыки им следует привить? Ребенка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Это в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребенок должен твердо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребенок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут соблюдать и другие участники движения.
Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети, общающиеся с гаджетами «на ты» в образовательных учреждениях ждут от педагогов высокотехнологичных примов обучения. В противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.
Педагогические инновации необходимы для совершенствования системы образования по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Для того чтобы обеспечивать высокий уровень культуры поведения на дорогах, мы будем продолжать искать новые перспективы и пути их развития :
поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации
поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного
движения
совершенствование методического обеспечения
поиск и использование современных технологий с целью повышения
качества воспитательно-образовательного процесса по повышению
культуры поведения дошкольников на дороге
Мы убедились, что только совместными усилиями воспитателей, родителей, социальных партнеров, используя их знания, терпение и такт, применяя вышеописанные инновационные технологии, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Список литературы.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. :
Просвещение, 2001.
4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по
формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в
дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. -
Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.