Светлана Лейман
Предметно-развивающая среда в группе детского сада с учётом введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку.
Понятие предметно-развивающая среда
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе детского сада с учётом введения ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Предметно – пространственная развивающая среда в подготовительной группе "Дружные ребята", организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных направлений:
1) социально-коммуникативное,
2) познавательное,
3) речевое,
4) художественно-эстетическое,
5) физическое.
При построении предметно-развивающей пространственной среды учитывались следующие принципы:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип открытости и закрытости;
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
У нас в группе есть следующие развивающие центры:
— центр сюжетно-ролевой игры;
— центр двигательной активности;
— центр строительно-конструкторский;
— центр учебно-познавательный;
— центр музыкально-театральный;
— экологический центр;
— центр информации для родителей.
Центр «Художественно-эстетического развития»
В центре для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, раскраски. Находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин). По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Центр «Мир книги» (речевое развитие)
Включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Центр «Грамоты»
В центре «Грамоты» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, букварь, алфавит, набор мнемокарточек для развития связной речи, слоговые кубики и др.
Центр «Экологии» (познавательное развитие)
Включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, животных. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений.
Сделан макет «Времена года», где смена тематики зависит от смены времени года.
Центр «Математики»
В данном центре располагаются : магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, счётный материал. Набор геометрических фигур (объёмных и плоскостных, мозаики и пазлы. Игры на развитие мелкой моторики руки, часы, пирамидки, счёты. Набор «Весёлые цифры». Недавно были приобретены цветные счётные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.
Центр «Нравственно-патриотического воспитания»
Помещена государственная символика России, города Красноярска, п. Берёзовка. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. Помещены книги о красноярском крае. В феврале, вместе с детьми, сделан альбом «Достопримечательности родного посёлка», коллаж «Мы живём в Красноярском крае»
Центр «Строительно-конструктивных игр»
В большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр «Музыкально — театрализованный»
Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, куклы бибабо, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. В этом году с помощью родителей был сшит пальчиковый театр, а вместе с ребятами сделали фигурки для теневого театра. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия. В центре размещены детские музыкальные инструменты (дудки, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности.
Центры «Сюжетно – ролевых игр»
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой центр «Салон красоты», отгорожен шторой. Поэтому, ребёнок здесь может не только играть, но ещё уединиться и отдохнуть. Оборудованы игровые центры: "Поликлиника", "Библиотека", "Кафе", ""Автостоянка"Уголок «Юного пешехода»
Оснащён макетом с разметкой улиц и домов, набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит улица оборудованная в коридоре, с пешеходной разметкой, большими дорожными знаками, домами. Улица была сделана с помощью родителей в январе. Создание уголка безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Мини-музей «Куклы наших бабушек»
Цель: развитие интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Изготовлено более 30 видов кукол; макет русской избы; альбом «Народная кукла»; картотека потешек, закличек, считалок; альбом «Виды ткани». Музей украшен картинами, вышитыми крестиком; берестяными туесками; ажурными салфетками.
В группе оборудован уголок здоровья (физическое развитие).
Уголок оснащё н: скакалками, мячами разного размера, обручи, кольцебросы, тренажёры (велосипед, ходунок, кегли, массажные коврики.
Сенсорный уголок нашей группы :здесь собран материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов. Пирамидки, кубики, матрешки, ведерки разных цветов и куклы; игрушки-вкладыши разных форм, набор «маленькие и большие», массажные мячики. С помощью родителей сделаны массажные перчатки.
В приёмной комнате оборудован информационный уголок для родителей.
Таким образом, мы считаем, что предметно - развивающая среда в подготовительной группе «Дружные ребята», создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.