Любовь Алексеева
Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Автор: Алексеева Любовь Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 209»,
г. Ярославль
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.
Характеристика группы :
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В мою группу ходят дети разного возраста (от 4-х до 7 лет, имеющие диагноз легкой и умеренной умственной отсталости, а также два ребенка с нарушениями аутистического спектра. Дети имеют 3 и 4 группы здоровья. Из 11 детей 8 –дети – инвалиды. Все дети имеют системное недоразвитие речи.
Целенаправленное наблюдение за ребенком и диагностические данные помогают создать целостную картину о каждом воспитаннике: его привычках, пристрастиях, имеющихся навыках и знаний.
Факты, полученные в результате анализа:
1. безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
В группе создана развивающая среда, согласно возрасту детей. Прежде всего я уделила внимание созданию условий, обеспечивающих комфортность группы и ее безопасность. Я старалась создать уют, подобрать мебель по росту детей. Вся мебель расположена вдоль стен так, чтобы освободилась центральная часть группы для развития дигательной активности детей. Игровые зоны часто меняют свое расположение и содержание.
Обеденные столы также расставлены в разных вариантах, чтобы разнообразить окружающее пространство. В группе есть мягкая мебель, что создает уютную атмосферу.
В работе с детьми я использую личностно-ориентированную модель воспитания. Использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, учитываю возрастные и типологические особенности детей с ограниченными возможностями.
Одной из главных задач своей работы считаю вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс и развитие эмоционально положительных взаимоотношений детей с родителями.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по адаптированной образовательной программе детского сада,составленной на основе программы Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, а также с учетом диагностики и сопутствующих заболеваний.
Все центры в развивающей среде в соответствии с этой программой.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Все пространство в группе я разделила на определенные зоны, которые легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение уголков меняется, либо дополняется необходимыми материалами: художественно- творческий уголок, музыкально- театрализованный, уголок природы, конструкторский, физкультурный, познавательно-речевой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основная цель - позитивная социализация детей с нарушением интеллектаЮ введение в социум. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных качеств. Социальный опыт приобретается в семье. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте посредством игры. Поэтому я в своей группе пытаюсь создать среду и условия для развития игровых качеств. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые, в доступной для детей форме. Сама нахожусь рядом,т. к. наши
ети нуждаются в поддержке взрослого.
Сюжетно-ролевые игры: Семья, Больница, Парикмахерская, Магазин.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства с помощью взрослого становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в группе. Для дежурства по столовой есть уголок, где дети видят, кто дежурит, согласно имеющимся меткам, там находятся специальные фартуки и колпачки, щетки с совочками для сметания крошек.
Центр безопасности.
Несмотря на то, что дети имеют нарушения интеллекта и требуют особого внимания и защиты со стороны взрослых, немало внимания в воспитании детей я уделила созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения. Знакомлю детей с правилами безопасного поведения на дороге, во время пожара. Использовала нетрадиционный дидактический и раздаточный материал, папки передвижки, организовывала конкурсы рисунков, совместно с родителями на тему: «Засветись на дороге», просмотривали мультфильмы «Уроки тетушки Совы и т. п.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я полагалась на укрепление физического и психического здоровья ребенка. Имеется оснащенный физкультурный уголок, а также картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками. На прогулках дети вовлечены в подвижные игры, которые дают детям двигательную и эмоциональную разрядку и способствуют развитию всех физических качеств- силы, ловкости, выносливости, быстроты реакций, тренировке тормозных процессов. Закрепляются и отрабатываются основные виды движений по рекомендациям инструктора по физ. воспитанию.
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный на ложках, напольный, имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр творческой деятельности
Имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, используются нетрадиционные средства рисования : тычки (ватные, поролоновые).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Развивающие игры : Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, «Рамки Монтессори», Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Центр природы
В центре природы имеется : календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. При необходимости, дети участвуют в ремонте книг.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы доступна детям обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.