Елена Белоусова
Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет большой отпечаток на всю последующую жизнь и откладывается в его душе.
Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольной организации является то, что в отличие от других образовательных организаций важным компонентом является создание предметно-пространственной развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОО.
Публикация «Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие эстетического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-развивающая среда – необходима для того, чтобы дети могли полноценно, расти, и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются.
Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка. Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности.
Организация предметно-развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
При формировании предметно-развивающей среды в ДОО необходимо предусмотреть наличие оборудования и игрушек, учитывающих гендерные интересы мальчиков и девочек.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. Это означает, что для всестороннего развития ребёнка организуются несколько «сред» : для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми.
Огромную роль исследователи отводят выявлению условий эстетического воспитания детей.
Первое условие – полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка во всех сферах его обитания. В семье и детском саду: дом, обстановка в доме, предметная среда : мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации творческой и художественной деятельности детей на занятиях и вне них. Своим внешним видом, разнообразием содержания, гармонией линий и форм, цветом, все игрушки и материалы должны способствовать формированию эстетического восприятия, основ эстетического вкуса, эстетических чувств.
Второе условие – является насыщенность быта. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т. д.
Третье условие – активная деятельность самих детей (их разнообразная творческая, преобразующая, художественная, музыкальная деятельность и стойкий интерес к ней, так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие – индивидуальный подход и учет всех возрастных и индивидуальных особенностей, создание соответствующих условий для эстетического воспитания ребенка.
Предметно-развивающая среда является важным фактором формирования личности ребенка, источником знаний и социального опыта и основным условием эстетического воспитания. Среда развития ребенка должна:
• служить интересам и потребностям ребенка;
• обогащать развитие специфических видов деятельности;
• развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные, эстетические способности, коммуникативные навыки;
• формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего воспитания каждого ребенка.
Таким образом, разнообразие и богатство предметно-развивающей среды, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Следовательно, правильно организованная предметно-развивающая среда ДОО является необходимым условием эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Береснева З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №2. С. 60-70.
2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
3. Пирская Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад, 2010. № 3.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Дубровская, Т. А. Казакова, Н. Н. Юрина и др. Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 256 с