Любовь Иконникова
Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.
Публикация «Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развивающая среда центра организована так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.
Создавая предметно-развивающую среду центра познавательного и речевого развития, руководствовалась следующими принципами:
• соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
• системность;
• доступность;
• мобильность;
• многообразие материала;
• инновационная направленность;
• эстетика оформления.
Предлагаю свой взгляд на оснащение центра познавательного и речевого развития. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет и воспитателям в организации игрового сопровождения детей.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно условно разделить на несколько основных зон:
Зона методического и дидактического сопровождения.
В ней собрана документация логопедического пункта (программы, планирование, журналы регистрации, речевые карты и другое). Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. Сюжетные и предметные картинки,картотеки игр. Программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий (диски с развивающими играми, логоритмическими упражнениями в видео и аудио сборниках и т. п.)
Зона коррекции звукопроизношения.
В ней находятся: логопедический стол, салфетки и др. Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, индивидуальные тетради.
Зона игрового сопровождения.
Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, игрушки -развивалки, игры с пуговицами, спичками, счетными палочками, прищепками, шарики- массажеры СУ- Джок, разрезные картинки, игры «Ниткография».
Трафареты и печати, пальчиковый театр, упражнений на координацию речи и движения.
Зона технических средств обучения.
В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием.
Зона развития мелкой моторики.
Стол для рисования песком - известно что для детей игра в песок- это масса удовольствия, волнения и радости. Кроме того, такие игры очень полезны для его развития : развивают мелкую моторику, и положительно влияют на общее психическое состояние ребенка.
Ландшафтный стол. Стол на колесах, может трансформироваться, но только в одном помещении. переносить из группы в группу очень тяжело, и это его единственный минус. Сделан полностью из дерева. Дети играют с удовольствием. Мы играем и в сказку и в сюжетно - ролевые игры (там есть набор всех необходимых фигурок) и другие игры. Иногда дети сами подсказывают игру.
Сухие бассейны. «Сухие бассейны» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
Природный материал представлен каштанами, морскими камнями, шишками хвойных деревьев.
Лего. Цели использования -развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Игры в лего развивают в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Кинетический песок -завоевал популярность у детей. Кинестетический песок как элемент арт-терапии, снимает стресс, развивает мелкую моторику, речь малышей, умственные способности, активизирует творческие способности, воображение.
Многофункциональная тактильная доска с множеством функций помогает обогащать и закреплять словарный запас детей. Ребята называют материал, цвет, форму, текстуру, размер. Развивается мелкая моторика. В игровой форме (закрытыми глазами) малыш на ощупь определяет материал, называет какой он (шершавый, гладкий, колючий, мягкий и так далее).
Магнитная доска для рисования маркером с магнитными буквами и цифрами прекрасное средство для обучения ребенка и развития его творческих способностей.
Спокойная (домашняя зона) - мягкая мебель, детские журналы. Здесь дети могут отдохнуть, посмотреть книги и журналы, поиграть в развивающие игры самостоятельно.
Информационная зона для педагогов и родителей расположена на информационном стенде “Уголок логопеда” в холле детского сада и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Заключение.
Среда, окружающая детей в кабинете:
- обеспечивает чувство психологической защищенности;
- является средством полноценного развития
- сочетает привычные и инновационные методы.