Заварыкина Татьяна
Предметно-развивающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда
Окружающая предметная среда - это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
При организации развивающей предметной среды мы учитывали одно из основных требований - соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Публикация «Предметно-развивающая среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2017
Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельность.
Большие возможности для развития детей заложены в игре-экспериментировании. Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы : емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).
Дети любят играть в «уголке ряженья». В нем представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т. д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».
У младших детей активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать.
Для стимулирования двигательной активности есть оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Крупные, разноцветные надувные мячи и несколько мячей меньших размеров способствуют стимулированию ходьбы,есть большие коляски для кукол. Для развития координации, самостоятельности у младших дошкольников используем разнообразные физкультурные коврики с разметками на них из различных предметов.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) держим в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Для хранения физкультурных пособий в группе используем секционную мебель с выдвижными ящиками.
В групповой комнате выделено место, где находится уголок по развитию речи.
В уголке по развитию речи имеется следующий материал:
- дидактические мелкие игрушки: кубики, шарики, дощечки разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны.
- куклы и предметы домашнего обихода.
Для проведения дидактических игр :«Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку».
- Заводные игрушки: танцующий (медведь собачка) играющие на музыкальных инструментах (кукла – гармонист, заяц – барабанщик, двигающиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, летающие (самолет, ракета, плавающие (рыбки, кораблик, подводная лодка, прыгающие (белка, лягушка).
Использовать в дидактической игре:
- Наборы предметных картинок на классификацию лексических тем : «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.
- Наборы предметных картинок, развивающих понимание «Целое и его часть.
- Разрезные предметные картинки : «Овощи», «Фрукты», «Животные».
- Кубики с предметными картинками.
- Образные игрушки : мишка, зайчик, собачка.
- Альбомы «Потешек» «Загадок», «Сказок», «Игр с пальчиками», В альбом наклеиваются картинки, иллюстрации к потешкам, загадкам, к русским народным сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя».
- Предметные картинки, изображающие один и много предметов
Уголок изодеятельности способствует развитию интереса, внимания, любознательности, эмоционального отклика детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Работа в уголке конструирования развивает представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Итак, в среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он — экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием — это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».