Татьяна Крампит
Развивающая предметно-пространственная среда, как условие развития в раннем возрасте самостоятельности и творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда, как условие развития в раннем возрасте самостоятельности и творчества
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,
которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самостоятельной, независимой жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, как условие развития в раннем возрасте самостоятельности и творчества» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Е. И. Тихеева
1 слайд - «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития в раннем возрасте самостоятельности, творчества и детской инициативы».
Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является предметно-развивающая среда в группе. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе учитывались требования ФГОС ДО, отображая её во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
2 слайд - Вопрос организации развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
3 слайд - При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет в своей группе, я учитывала возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуёмном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.
Образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
• содержательно – насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• вариативной
• доступной
• безопасной
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и соответствует содержанию Программы.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды : детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
4 слайд - Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Целостность содержания предметно - развивающей среды.
Педагогическая - должна функционально моделировать содержание образовательного процесса.
Эстетическая - все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны.
Психологическая - учёт возрастных возможностей и ведущего вида деятельности.
5 слайд - Развивающая среда, являясь одним из важнейших факторов воспитания малышей, должна быть построена так, чтобы ее можно было изменять и дополнять. Дети быстро растут, поэтому завтра она уже перестанет стимулировать их развитие, и послезавтра станет тормозить его. Практикой проверено, что уже после двух месяцев функционирования вновь созданной среды ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики желательно использовать специальные игрушки (вкладыши, пирамидки, шнуровки, а так же пластиковые контейнеры и коробки). Примерно раз в два месяца часть материалов нужно заменять, переставлять оборудование. В группе может быть несколько зон или центров, где дети без помех будут заниматься той или иной деятельностью.
Созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах и содержат разнообразные материалы.
Размещение оборудования по центрам помогает ребёнку найти для себя привлекательное занятие. Позволяет сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
(социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Пять образовательных областей:
6 слайд - Познавательное развитие :
- это самостоятельная, инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности и обусловлена необходимостью решения познавательных задач, возникающих перед ним в конкретных
ситуациях
- центр природы и исследования
- центр патриотического воспитания (макет «Кубанское подворье», «Овощи и фрукты Кубани», альбом «Моя семья»)
- центр развивающих игр
Познавательное развитие предполагает :
развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
развитие воображения и творческой активности;
формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Для реализации области познавательного развития, в свете требований ФГОС ДО должна быть создана специальная развивающая среда, которая проходит через центры детской активности.
В моей группе имеются центры, влияющие на познавательное развитие детей, некоторые из них я сейчас вам представлю.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Через дидактические и настольно - печатные игры происходит знакомство с окружающим миром и миром природы.
У нас есть: лото «Чей малыш?»
Карточки для занятий «Домашние животные», «Дикие животные» «Овощи», «Фрукты», магнитная игра одень куклу по сезону, парные картинки, различные пазлы на эти же темы.
Очень любят дети играть с игрушками-представителями домашних и диких животных. У нас имеется макет, благодаря которому можно показать детям, домашних животных на ферме и поиграть в такие игры как:
«Кто где живет», «Кто как кричит», а так же «Покорми одну собачку (или много)» т. е. изучать количество, «Найди большую корову или маленькую» - изучать величину и т. д.
Подобные игры по темам: «Овощи и фрукты» : «Что растет на грядке», «Что растет на дереве»,
можно изучать цвет, например «Собери красные яблоки»,
изучать количество «Положи в корзинку одну морковку (или много)» и величину «Сорви с дерева большую грушу (или маленькую)» и т. д.
Игры с прищепками. Обогащают сенсорный опыт детей, развивают познавательную активность, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивают умение принимать воображаемую игровую ситуацию
Дид. игра «Развесь белье» не только увлекает ребёнка и формирует в нём понятия о помощи маме, но и с их помощью можно изучать цвет, величину, количество, геометрические фигуры, а так же помогает лучше запомнить названия предметов одежды, а процесс развешивания белья развивает мелкую моторику.
Динамические игрушки
Яркая познавательная активность к окружающим предметам и миру в целом характеризует ребенка третьего года жизни. Действуя с предметами, экспериментируя с ними, малыш познает мир.
Задача взрослого – разнообразить предметный мир, окружающий ребенка, а также поддерживать и развивать страсть к познанию у малыша. Динамические игрушки передают определенное движение, которое порождает ребенок собственным усилиям (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку).
Можно поиграть в такие игры как: «Прокати лошадку»,
«Покорми зернышками курочек», «Раскрути юлу», «Прокати мяч»
7 слайд - Социально-коммуникативное развитие :
- центр труда
- центр безопасности
- центр творческой игры
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в зависимости от возраста детей, для младших дошкольников можно выделить следующие сюжетные игры:
- «Дом, семья»
- «Игры с транспортом»
- «Больница»
-«Магазин»
-«Игры в животных и с игрушечными животными «Зоопарк», «Цирк»
- «Мастерская»
-«Парикмахерская»
Педагогу необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.
Центр труда: обучающие и дидактические игры;
инвентарь для ухода за комнатными растениями: лейка, пульверизатор, ткань для ухода за растениями, фартуки для труда, ведерки.
Цель: прививать трудолюбие, учить помогать друг другу в труде.
Я проводила такие игровые ситуации как:
«Мы научились поливать комнатные растения».
«На нашем участке».
«Покажем Ёжику, какие мы молодцы».
«Покажем Ёжику, какой у нас в группе порядок».
«Поможем Мишке собрать игрушки» и т. д.
Центр безопасности: макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать не сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, фуражка, жезл.
Дидактические игры «Собери картинку» (картинки машин, «Машины моего города» (нагрудные машины, рули).
8 слайд - Речевое развитие :
- центр литературы:
детская художественная литература в соответствии с возрастом детей;
иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;
- игры и оборудование для развития речи :
пособия для развития речевого дыхания;
альбомы предметных и сюжетных картинок;
дидактические игры
В нашей группе создана выставка «В книжном царстве». Яркие, красочные книги и иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки. Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаем их внимание на красочные яркие элементы росписи сарафана, головного убора, на сапожки петушка, отмечаем в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка - грязнуля, неряха. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Все книги и иллюстрации обновляются 1 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание «Водичка, водичка…»,
принятие пищи «Сорока-белобока…», прогулка «Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять», «А теперь скорей вставай И штанишки надевай», подготовка ко сну:
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши, различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам, во время игры, чтения книг. Надо разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, воспитатель объясняет, что предстоит делать.
Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками.
При адаптации вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-белабока…») и прибаутки («Ладушки-ладушки…») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками.
Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
Игры-потешки и хороводные полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. д.).
Идет коза рогатая!
Идет коза бодатая!
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
9 слайд - Художественно-эстетическое развитие :
- театральный центр
- центр музыки
- центр «Строительная мастерская»
- центр художественного творчества
Театрализованный центр - важный объект предметно - развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении.
В уголке "Играем в театр" я расположить различные виды театров:
- настольный,
- пальчиковый,
- театр на фланелеграфе,
- перчаточный,
- плоскостной;
- реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей;
- набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом расположила яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей.
9 слайд - Представлены слайды игры драматизации «Теремок», «Репка».
В сфере приобщения к музыкальной культуре
Я включаю музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Пою вместе с детьми песни, побуждаю ритмично двигаться под музыку; поощряю проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.
В группе отведено место для изодеятельности детей. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят. В уголке продуктивной деятельности - раскраски и другие материалы для детского творчества.
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
10 слайд - Физическое развитие :
- центр физкультуры (дидактические игры по ЗОЖ; альбом иллюстраций по формированию здорового образа жизни;
традиционное и нетрадиционное физкультурное оборудование).
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
11 слайд – Спасибо большое
Групповой участок.
Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Умело организованная предметно – развивающая среда снимает конфликтность в общении детей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Таким образом, осознавая значимость среды можно определить требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу действий, оказывать положительные действия на мироощущения, самочувствие и здоровья.
Среда должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Детский сад – огромный путь развития ребенка. Именно в этот период он овладевает всем, что требуется человеку. Он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, радоваться и переживать, желать и делать, ходить и бегать, говорить; в короткий срок он познает окружающий его мир.
Призыв великого педагога-гуманиста Ф. Фребеля к родителям и воспитателям: «Будем жить для наших детей» - и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей, подчеркивает единство поколений, требует пристального внимания к детству и бережного руководства развитием ребенка – самого дорогого и ценного, что есть на земле.
Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – пространственной среды. Совершенствование творческих навыков и умений, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы воспитателя.
Заключение
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативными, самостоятельными. Дети стали более коммуникативными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми я сделала выводы, что созданная ППРС несёт в себе деятельностный характер.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.