Барабаш Марина
Предметно-пространственная среда во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - развивающая среда – это организованное жизненное пространство, способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника, удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей посредством включения в активную познавательно - творческую деятельность.
Организуя развивающую предметно - пространственную среду в группе, мы опирались на:
ФГОСы,
требования Сан Пина,
основную образовательную программу,
Публикация «Предметно-пространственная среда во второй младшей группе» размещена в разделах
принципы построения развивающей предметно пространственной среды,
личностно – ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми.
Создавая предметно - развивающую среду в нашей группе, мы опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно - развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
В нашей группе предметно - развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:
Уголок сюжетно - ролевой игры. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно - ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны необходимые атрибуты и спецодежда.
Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В нашей группе физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей. Мы стараемся учитывать то, чтобы пособия и оборудование было многовариативным, легко трансформировалось, занимало мало места. Используем самое разнообразное выносное оборудование и спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, обручи). Для детей были самостоятельно изготовлены массажные коврики, которые функционально дополнили физкультурный уголок.
В уголке изобразительного искусства имеются как традиционные предметы для рисования, лепки и аппликации (карандаши, краски, фломастеры, кисточки, цветная бумага, цветной картон, пластилин и др., так и нетрадиционные (ватные диски, палочки, морская галька разных размеров, штампы, деревянные заготовки и прочие принадлежности). Так же размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно - прикладного искусства.
Так же был оборудован музыкальный уголок. В нем имеются музыкальные инструменты, аудиотехника, диски со сказками и песнями, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на что похоже», «Тихо - громко» и т. д.
Театральный уголок. Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т. д.
Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий (действий восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений). Для этого в группе был создан уголок сенсорного развития, где собран материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов. Пирамидки, кубики, матрешки, игрушки-вкладыши разных форм. Разнообразные застежки, мозаики. Приобретены дидактические игры, настольно – печатные игры для развития памяти, мышления, восприятия, внимания.
Оборудован книжный уголок, который постоянно пополняется новыми экземплярами. Мы стараемся, чтобы книги соответствовали возрасту детей, с классическим содержанием и яркими цветными картинками.
Собраны пособия для осуществления непосредственно образовательной деятельности: демонстрационный материал, предметные картинки, материал для развития речи, счетный материал, иллюстрации к сказкам, репродукции картин известных художников. Создан банк загадок, стихотворений, пословиц и поговорок по всем лексическим темам.
Уголок природы. Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группе имеются муляжи овощей и фруктов, природный материал (листья, шишки, ракушки, камушки, дикие и домашние животные, дидактические игры, красочные иллюстрации зверей и птиц.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в строительном уголке: конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их. Играя с конструктором, наши дети формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Многие пособия изготовлены руками педагогов и родителей. В соответствии с возрастом детей в группе пополняется библиотека слайд – презентаций по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, представлений об окружающем мире, основ моральных качеств и формированию элементарных математических представлений.
Таким образом, предметно – пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей. Создавая различные зоны и уголки, мы предлагаем детям заняться любимым делом, реализуя тем самым потенциал развития, а так же потребность в признании и самовыражении.