Юлия Чертыковцева
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе №6 «Ромашка»
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) во второй младшей группе детского сада "Ромашка" соответствует принципам программы «От рождения до школы» и требованиям ФГОС, а именно:
1. РППС в группе выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стиму-лирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на лич-ностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми;
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
2. Использование пространства группы гибкое и вариативное. Среда способствует удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма в дизайне группы ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. При организации предметной среды в групповом помещении учтены закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
5. Пространство группового помещения полифункционально. Элементы легко сменяемые.
6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
7. Основная ведущая роль развивающего пространства в групповом помещении отведена игровой деятельности.
8. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям, а именно она: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игро-вым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех вос-питанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, уча-стие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает :
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Оборудование группы безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста второй младшей группы.
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора легко сменяемые.
В соответствии с рассмотренными принципами во 2-ой младшей группе «Ромашка» создана следующая предметно-пространственная развивающая среда :
1. Центр театрализованной музыкальной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр детской книги;
5. Центр игровой деятельности;
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр природы.
9. Центр безопасности.
10. Центр «Творческая мастерская»(для выставки детского рисунка, детского творчества,);
11. Информационные блоки.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образова-тельного процесса.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе.
Способствует развитию творческих способностей, памяти, внимания и выражения основных эмоций у детей. Активно развивает воображение и умение импровизации у детей. Прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.
Все костюмы, атрибуты расположены очень удобно и доступно для детей. В центре находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, шагающий.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Для успешного решения задач физического воспитания в нашей группе имеется физкультурное оборудование, которое размещено в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного центра – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Моя задача, как воспитателя, научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры. Де-ти постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются пред-ложенными игрушками. Есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. Мы активно используем все имеющиеся книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей. На книжной полке обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в центре определяю интересом детей к этой книге. В книжном центре дети осваивают первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомятся центром книги, его устройством и назначением, учатся рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по Программе.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
Центр природы воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.
Информационные блоки.
На стене в приемной расположен стенд, на котором размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Информационный блок меню. Родители всегда имеют ин-формацию о питании детей.
Показатели оценки развивающей среды :
1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей;
3. Наличие продуктов детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
5. Невысокий уровень шума.
Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной за-дачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.