Светлана Сурнина
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Практико-ориентированный
Продолжительность проекта : Долгосрочный
Цель проекта : Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей речевому развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в младшей группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младший дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы по ФГОС.
оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (коммуникативной, игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.
Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.
Увеличить возможности для познавательно-исследовательской
деятельности, экспериментирования.
Участники: воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников
Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным.
Согласно ФГОС ДОО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности зависит успешность ребёнка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем – полноценное обучение в школе.
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
Речевая предметно -пространственная среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой предметно-пространственной среды
• Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды :
Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка;
Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций;
Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Требования к построению предметно-пространственной речевой среды :
• Среда должна быть содержательно-насыщенной, т. е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать активность всех воспитанников в разных видах деятельности;
• Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
• Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности;
• Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
• Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей;
• Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики рук включает в себя:
• Практическая литература
• Картотека логоритмических упражнений
• Разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей
• Сухой бассейн
• Центр песка и воды
• Наборы предметов для проведения самомассажа
• Цветные клубочки
• Счетные палочки
• Картотека схем для выкладывания узоров
• Пальчиковый театр