Елена Житкова
Предметно-пространственная развивающая среда как условие реализации регионального компонента в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-пространственная развивающая среда – как условие реализации регионального компонента в ДОО».
Тема.
«Ознакомление детей 2-3 лет с родной природой ближайшего окружения посредством развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда как условие реализации регионального компонента в ДОО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС ДО. В Стандарте разработаны требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДО, даёт возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей и возможность для уединения. И на сегодняшний день вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду стоит особо актуально.
Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста.
Л. Н. Павлова отмечает, что развивающими можно назвать предметную среду, общение и виды деятельности ребенка, если они позволяют реализовывать генетические задачи развития на каждом этапе раннего детства. Окружающая среда в широком смысле - весь социальный и природный мир, окружающий ребенка. Окружающая среда в узком смысле - то пространство, предметный мир, в котором живет ребенок. По мнению Л. Н. Павловой, развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для детей раннего возраста. Психика - отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни. Иными словами, чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у них эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т. е. все виды рецепций (восприятия).
Л. Н. Павлова отмечает, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:
- развивающего общения ребенка со взрослым;
- развивающей предметно-пространственной и игровой среды;
- развивающих видов детских деятельностей.
Окружающая среда эмоционально воздействует на ребенка раннего возраста, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически. Как бы не была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Детям интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Малыш познаёт не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним. Именно поэтому игрушки, картинки, игровые сюжеты, сохраняя развлекательный характер для детей, должны нести в себе реализм, отражая действительную картину мира.
Интерьер помещений для детей раннего возраста имеет свои особенности. Возросшие двигательные возможности детей требуют пространства, поэтому предметно-пространственная развивающая среда предполагает просторное передвижение и требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается сюжетно-ролевая игра. Роль педагога заключается не только в обеспечении условий развивающей детской среды, но и руководстве, умении входить в эмоциональный контакт с ребёнком, не нарушая его замыслов, не довлея «сверху», а находясь «рядом» в качестве партнёра или участника в ролевом взаимодействии. Малыш может уставать от детского общества, от взрослого окружения и постоянной опеки, и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. Поэтому в группе необходимо выделить «спокойные» зоны, где малыши строят свои «домики». Удобно оборудованный уголок книги, способствует формированию интереса к чтению, воспитанию любви и бережного отношения к книгам. Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе помогает уголок природы с экспозицией тематических картин, рисунков (по временам года, природным материалом (веточки, шишки, жёлуди, комнатным растением (бальзамин), наглядным иллюстрационным и дидактическим материалом (домашние животные, материалом для проведения элементарных опытов и формирования трудовых навыков (песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка, лейки для полива комнатных растений, лопаточки для снега и ведёрки). Малыши в свободное время любят полепить и порисовать. Но данный вид деятельности проходит в присутствии и под наблюдение взрослого, поэтому используются размещённые в группе столы. Рисунки детей размещаются на магнитной доске, укреплённые безопасными магнитными «кнопками». Для конструирования необходимы конструкторы: настольные и напольные строительные наборы. В театральном уголке ребятам показывают сказки, сценки, разыгрывают «в лицах» любимые потешки. Малыши любят наряжаться, развивающее воображение побуждает не только украшать себя перед зеркалом, но и «побыть кем-то».
Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности. Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт,но и формируется умение ориентироваться в окружающем мире.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.
Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям, способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме.
Таким образом, в современном понимании предметно-пространственная развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого и физического развития детей : она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, эстетическое восприятие, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. А умение излагать свои мысли, в последствии, становится одним из решающих факторов успеха и достижений ребёнка в школе и во взрослой жизни.
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.
Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое. Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.
А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.
Ознакомление дошкольников с природой является главным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей помогает создание соответствующей развивающей предметно пространственной среды. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Важное место в формировании экологических представлений у детей раннего и дошкольного возраста занимает обогащение развивающей предметно-пространственной среды элементами природного окружения.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел. Поэтому вопрос об ознакомлении детей с природой родной местности очень актуален.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, лужицы, ручейки, движущиеся облака, падающий снег. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе, а любознательность побуждает их к деятельности. Они обследуют предметы с помощью всех анализаторов и пытаются самостоятельно сделать элементарные умозаключения.
Цель развивающей предметно-пространственная среды : способствовать формированию у детей представлений об окружающей природе, социальной среды родного края и месте человека в ней.
Задачи: формировать эмоциональную отзывчивость через общение с природой в ближайшем окружении, приобщение к художественному творчеству местных художников; развивать экологические представления, творческие способности детей; воспитывать интерес к ознакомлению с природой, усилить роль семьи в экологическом воспитании малышей.
В работе с детьми по ознакомлению с природой ближайшего окружения, я прежде всего содействовала формированию интереса малышей к объектам природы (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты, домашние животные и птицы, птицы и насекомые на участке детского сада) и доступным явлениям природы, помогала замечать её красоту в разное время года, воспитывала доброжелательное отношение и эмоциональную отзывчивость на общение с природой той местности, где мы живём т. е. с учётом регионального компонента, понимая, что каждый день в природе неповторим.
Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие с детьми строится на уровне индивидуального эмоционального контакта, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных.
Региональный компонент присутствует и в обогащении развивающей предметно-пространственной среды при ознакомлении детей с природным ближайшим окружением.
Художественно-эстетические зоны включают в себя :
Дидактические игры в сенсорном уголке : «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Найди маму», «Времена года», «Листочки», «Оденем куклу на прогулку», «А у нас во дворе», пирамидки на палочке «Мишка», «Ёжик», кубики с изображением домашних животных, спектральные пирамидки, серпантинки, вкладыши, винтовая игрушка «Гриб», шнуровка «Ёлочка», застёжки на сезонной одежде - стимулируют самостоятельную деятельность детей в познании окружающего мира, способствуют развитию мелкой моторики рук.
В уголке природы размещены картинки и рисунки с изображением природных объектов и явлений по сезону, дерево с плоскостным и объёмным изображением, комнатное растение, цветы по сезону, поделки из природного материала, модели птиц, прилетающих на наш участок, макет загрязнённого водоёма с рыбками. И здесь ребёнок находит для себя интересное дело.
В книжном уголке есть предметные картинки и рисунки о природе, действия людей в природном окружении (кормят птиц, катаются на санках, гуляют в лесу, кубики с картинками природного содержания, альбомы (овощи, фрукты, книжки (сказки, потешки) о домашних животных, птицах, о явлениях природы (листопад, снегопад, о временах года. Дети с удовольствием рассматривают, рассказывают, узнают знакомые явления природы.
Особое значение мы с детьми уделяем организации зимней подкормки птиц. Кормушки самой различной конструкции, все их сделали для нас родители. Обогащаем развивающую среду на участке кормушками, подкармливаем птичек и радуемся, когда они прилетают в нашу столовую. Создавали вместе с детьми и родителями зимний огород на окне «Удивляется народ, что за чудо-огород!»Уголок изобразительной деятельности пополняется рисунками с изображением деревьев, цветов нашей местности, доступными для понимания малышей. Они узнают объекты природного окружения, рассматривают их и передают свои впечатления в самостоятельной изобразительной деятельности.
В музыкальный уголок добавляю деревянные ложки, игрушки и звуковую панель домашних животных озвученные и неозвученные, шапочки с изображением объектов природы (дерево, цветок, птицы, домашние животные и их детёныши, фотографии с праздников с элементами
природного содержания. Дети с радостью используют это в своей деятельности.
В уголке театрализованной деятельности малыши любят показывать настольный театр по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка, «Коза с козлятами», интересен им и кукольный театр с участием взрослых и детей старшей группы, пополняю уголок куклами бибабо, театром «на кеглях», заводными игрушками (цыплята, утёнок, лошадка).
Малыши очень любят наряжаться и уголок ряжения пополняю костюмами домашних животных и птиц (кошка, собака, петух, курица, шапочками (цыплята, курица, кошка, козлята, платочками, передниками, цветными ленточками (хозяюшка, мама-Коза, курица-Хохлатка).
Физкультурный уголок обновляю таким материалом как, шишки, жёлуди, листики (для разбрасывания, круглые предметы для прокатывания (катится яблочко, мешочки с песком (для метания, гимнастическое бревно (перешагивание, перелезание, ползание, воротики для подлезания и прокатывания, вертушки, корзинки, шапочки для подвижных игр (кошка, собачка, петушок, курочка, лошадками на палочке (бегают, скачут).
Игровую зону пополняю дидактической куклой с набором верхней одежды по сезону (чтобы ребёнок мог сам легко снимать и надевать её, игрушками животных и их детёнышей (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, кошка с котёнком, собака со щенком, деревом с плоскостным и объёмным изображением, домашними животными, выполненными в реалистическом образе или имитированными под ребёнка (одетые в платье, штанишки, шапочку, мягконабивными (покрытые пушистой тканью, узнаваемыми образами природного окружения (рыбки- заводная и модель водоёма с рабами, лягушкой, ракушками, камешками; птицы с участка и домашние птицы- воробей, сорока, ворона, петушок, курочка с цыплятами- динамическая, уточка- заводная; домашние животные- игрушки-каталки, лошадь-качалка, лошадка на палочке. На «Кухню» добавляю наборы кухонной посуды, разделочную доску, ножечки, ложечки, набор овощей и фруктов, сумочки, фартучки. В «Магазине» есть продуктовые корзины, тележки, сумочки, весы, касса, муляжи овощей и фруктов.
Уголок «Шофёра» пополняется крупным строительным материалом, грузовыми машинами среднего и большого размера (для перевозки урожая, наборами инструментов. В раздевальной комнате размещены предметы труда- вёдра, лопатки, грабли, совки и наборы формочек для игр с песком, снегом, водой; вертушки для игр с ветром.
Родители наших воспитанников активно принимали участие в организации выставок (например, «Лист осенний, золотой», приносили природный материал, рисунки, создавали книжки-малышки с иллюстрациями, поделки из природного материала, помогали в обновлении предметно-окружающей среды группы и игрового материала для прогулок.
В своей работе для обновления и пополнения развивающей предметно-пространственной среды я использую картины художника нашей местности Зверькова Виктора Петровича из и работы ученика школы искусств Борисова Владислава.
Картины и рисунки дают возможность детям 2-3 лет подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Использование картин и рисунков способствует формированию у малышей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл,
видеть яркие средства выразительности. В процессе рассматривания авторских рисунков и картин у ребёнка формируются первоначальные представления о природе ближайшего окружения, умение узнавать в произведениях художников дерево, цветы, травку, птиц, развивается интерес к доступным явлениям и объектам природы нашей местности. Такие произведения содействуют накоплению доброжелательного опыта детей в общении с природой, умения помогать и вместе радоваться успехам, привлекают внимание к красоте природы в разное время года.
И художник с опытом работы, и мальчик 9 лет в своём художественном творчестве с душой, с любовью изображают природу родной сельской местности. В их картинах и рисунках дети узнают белоствольную красавицу берёзу, красивые цветы, бабочек, зелёную травку, яркое солнце, синее небо, облака и любуются этой природной естественностью. Работы художников наполнены теплотой, позитивом и спокойствием, реалистичны и понятны для восприятия малышами. Простыми изобразительными средствами они передают красоту летнего дня, неповторимый осенний наряд деревьев, зимний белоснежный вечер, их сюжеты просты и конкретны.
Мои малыши были рады встрече с юным художником и с интересом знакомились с его рисунками, приобщались к рассматриванию, пытались самостоятельно рассказать и показать узнаваемые объекты природы.
В дальнейшем я также буду использовать картины и рисунки наших местных художников для обновления развивающей предметно-пространственной среды и формирования у детей любознательности, познания окружающего природного мира без принуждения, стремления к самовыражению и самостоятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развивающая предметно-пространственная среда по ознакомлению детей 2-3 лет с природным ближайшим окружением максимально приближена к интересам и потребностям каждого ребёнка. В условиях обновления и пополнения среды малыш реализует своё право на свободу в выборе деятельности и действует в соответствии со своими интересами и возможностями самореализации.
Анализируя деятельность детей в мини уголках, я заметила, что у малышей повысился интерес к природным объектам и явлениям, улучшились навыки действия с дидактическим и природным материалом, активно играют в простые подвижные игры и игры под звучащее слово природного содержания, с удовольствием рассматривают картины и рисунки, узнают знакомые сюжеты, проявляют интерес к окружающему миру природы сельской местности.
Сохраняя необыкновенную красоту природы ближайшего окружения (берёзки, ёлочки, цветы, птицы, очищая водоёмы от мусора и в следствии воспитания доброжелательного, эмоционального общения с природой мы сбережём и преумножим природное достояние нашей родной земли.