наталья фролова
Предметная развивающая образовательная среда (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Кажется совсем недавно все работники дошкольного образования впервые услышали о приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 именуемом: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Публикация «Предметная развивающая образовательная среда (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Изучали и изучаем ФГОС ДО и сейчас, спустя 3 года. Каждый год мы узнаем о дополнениях в ФГОС ДО. И все же для «дошкольников»- людей посвятивших себя дошкольному образованию прошел первый испуг (все таки что-то новое) и люди творческие, действительно увлеченные своим делом, которому посвятили всю свою жизнь, поняли, что все это мы делали и делаем всегда, а одной из главных составляющих образовательного процесса в ДОО является предметная развивающая образовательная среда, которая определяется С. Л. Новоселовой как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Еще выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
В каждом детском саду педагоги понимают, что ПРОС неотъемлемый фактор полноценной творческой работы каждого сотрудника ДОУ с детьми. Поэтому созданию ПРОС уделяется много времени и сил.
Детские сады, которые работают не один десяток лет уже имеют свои устои, а вот новые детские сады, такие как детский сад № 22 поселка Северный, совсем молодой, нам нет еще и года. Но и мы готовы поделится своим опытом. В первую очередь каждый педагог при изучении требовании ФГОС и принципы организации ПРОС пытался представить себя на месте наших детей.
Создавая ПРОС необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. ПРОС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, календарно-тематического планирования, образовательной программы.
Важно, что ПРОС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая ПРОС любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
Так же мы учитывали, что дети сегодня, это не те дети, которые были 5 лет назад. Они охотнее и быстрее справляются с гаджитами, но к сожалению, они с трудом могут собрать пирамидку и роль родителей в данном случае очень велика. Придя в детский сад в любом возрасте ребенок не имеет элементарных знаний и умений. К большому нашему удивлению мы обнаружили, что и дети старшего дошкольного возраста так же с трудом справляются со шнуровкой или не могут правильно сложить пирамидку или пазлы. Поэтому при создании ПРОС мы привлекали родителей, объясняя им каждое наше действие: что? Для чего? Зачем? Как это поможет нашим детям в дальнейшей жизни?
ПРОС в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
ПРОС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.