Елена Инкина
«Образовательная деятельность в режимные моменты» (из опыта работы второй младшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Публикация «„Образовательная деятельность в режимные моменты“ (из опыта работы второй младшей группы)» размещена в разделах
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями.
Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Реализация личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов в педагогическом процессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культурно - гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения. Использование современных технологий в работе значительно повышает её качество, однако именно обоснование этапов работы, методических приемов представляет трудность, т. к. необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его интересы, возможности.
Режим - это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питания и т. д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому. Педагогическое значение режимных моментов заключается в том, что они имеют большие возможности для решения задач различных образовательных областей, их интеграции в целостном образовательном процессе.
Утренний прием – режимный момент длительностью с 7 до 8 ч. 00 мин. Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится в хорошо проветренном помещении.
Организация утреннего приема:
- общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей;
- наблюдения (со всей группой и индивидуально) : за трудом взрослых, за природными явлениями и др. ;
- индивидуальная работа;
- организация самостоятельной деятельности детей : игровой деятельности (дидактические игры, подвижные игры, труда в уголке природы, изобразительной деятельности;
- формирование культурно-гигиенических навыков: контроль внешнего вида, аккуратности прически;
- формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со взрослыми, сверстниками.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Прием пищи – это режимный момент, организуемый 4 раза в день, удовлетворяющий естественные потребности в пище. Он включает: подготовку к приему пищи; непосредственно прием пищи.
Подготовка детей к приему пищи включает умывание, сервировку стола дежурными (со второй половины 2-й младшей группы).
Умывание – режимный момент, организуемый в течение дня по мере необходимости (после прогулки, туалета, перед приемом пищи). Методические приемы: игровые приемы («Кто как купается», «Купание куклы», показ, художественное слово; рассказ воспитателя о чистоте; потешки («Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки», «Уж я Танюшке пирог испеку…», чтение сказок; индивидуальные беседы; игры; рассматривание картин из серии «Воспитание культуры поведения»; и др.
Сервировка стола дежурными – режимный момент, сопровождающий прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.
Правила организации приема пищи:
необходимо создавать такую обстановку, чтобы ребенку хотелось есть без принуждения (сервировка столов, посадка детей за столами так, чтобы дети видели друг друга);
не следует допускать громких разговоров сотрудников, звучания музыки;
не следует торопить детей, осуждать за неосторожность (детей, которые едят медленно, можно сажать за стол рядом с теми, кто ест быстро и съедает все);
в младшем возрасте воспитатель напоминает правила пользования ложкой, вилкой, салфеткой, используя игровые приемы, художественное слово (потешки, пестушки);
в виде поощрения можно назначать чаще дежурить по столовой тех, кто ест быстро, аккуратно;
учет индивидуальных особенностей, привычек, вкусов детей ( некоторым детям нужно индивидуализировать порции: положить немного меньше нелюбимого гарнира, но добиваться, чтобы ребенок съедал все, незаметно для ребенка доводить порцию до нормальной).
Подготовка детей ко сну включает в себя: организацию туалета, раздевание.
А постепенный подъем после дневного сна: гимнастику пробуждения, закаливающиеся процедуры, ходьбу по массажным коврикам.
Одним из важных режимных моментов в интегрированном образовательном процессе является прогулка. В течение года прогулки проводятся ежедневно.
Прогулка – это режимный процесс, обеспечивающий активное и эмоционально-положительное состояние детей. Прогулка проводится в любую погоду, в дождь – на веранде. Только сильный дождь, ветер и мороз являются основанием для того, чтобы дети оставались в помещении.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Прогулка состоит из следующих структурных элементов:
наблюдение;
двигательная активность;
индивидуальная работа с детьми;
трудовая деятельность;
самостоятельная (игровая, продуктивная, исследовательская) деятельность.
В образовательном процессе детского сада планируются утренние и вечерние прогулки.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.