Наталья Рыльская
Образовательная робототехника-шаг в будущее! Из опыта работы по робототехнике
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Публикация «Образовательная робототехника-шаг в будущее! Из опыта работы по робототехнике» размещена в разделах
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметила огромный интерес детей к играм с Лего-конструктором. Необыкновенная фантазия детей и огромные возможности конструктора Лего увлекали их в строительстве разнообразных конструкций, будь то космическая станция, лаборатория, всевозможные средства передвижения…Дети самостоятельно перемещали свои постройки, имитируя движения своей конструкции, самостоятельно двигали её частями и озвучивали их. Мы с ребятами много раз разговаривали о том, как было бы здорово, если бы их конструкции самостоятельно двигались и разговаривали. И тогда мне казалось, что это не возможно, что это только фантазии.
В 2013 году я прошла увлекательные курсы по робототехнике, которые возможно вести с ребятами дошкольного возраста. Благодаря разработчикам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте приобщать детей с основами строения технических объектов. Я настолько была удивлена и поражена набором Lego WeDo. Мне хотелось скорей поделиться своими впечатлениями со своими ребятами, но мне казалось, что для них знакомство с наборами Lego WeDo будет сложным. Ещё меня беспокоило, то, как понятно и легко познакомить детей с датчиками, моторами и, конечно же, программированием.
И вот в 2014 году наш детский сад получил долгожданные наборы Lego WeDo и моя работа по обучению робототехнике детей старшего дошкольного возраста началась.
Первые мои наблюдения за детьми, когда они знакомились с набором конструктора Lego WeDo и нетбуком оказались положительными. Детям очень понравился яркий конструктор, да к тому же детали для них были знакомы. Что касается нетбука, то ребята очень серьёзно и с огромным интересом отнеслись к работе на нём. Так что хорошее начало нашего совместного с детьми путешествия в робототехнике было положено, и, забегая вперёд, будущее сложилось довольно таки удачно.
В своей работе я использую разнообразные методы и приёмы. Придя на робототехнику, ребята сталкиваются с проблемной ситуацией или их ждёт сюрпризный момент. Во время загрузки нетбуков, что бы с пользой проходило время, использую тренировку для глаз. Один из простых и удачных приёмов это наклеенные в 5-ти направлениях фотографии деталей конструктора Lego WeDo (впереди, сзади, справа, слева и вверху). Детям предлагаются разнообразные задания отыскать глазами эти фотографии. Например: «Посмотрите направо и скажите, какую деталь вы видите?» Хорош этот приём ещё и тем, что дети закрепляют сложные названия деталей конструктора. Так же для закрепления названий деталей я использую кроссворд с картинками и игру «Волшебный мешочек». Поскольку занятия робототехникой это сидячий вид деятельности, то мной подобранны разнообразные физминутки, это и к теме занятия и с музыкальным сопровождением.
Темы занятий очень разнообразны и проходят все не похоже друг на друга. Занятие «Вратарь» у нас заканчивается соревнованием, и дети получают медали за 1,2 и 3 место. Когда мы с ребятами заканчивали модуль «Зоопарк», то организовали выставку под названием «Робозоопарк» и пригласили всех желающих: детей младших групп, сотрудников, родителей. Ребята сами написали пригласительные, каждая пара оформила свой стол с роботом, что-то достроила, нарисовала. Дети с удовольствие рассказывали о своём роботе, показывали его в движении. А поскольку ребятам перед каждым занятием про животных были даны задания узнать о том или ином животном, где живёт, чем питается, то и в детских рассказах про своего робота они упоминали и о настоящих животных, что было очень интересно для младших дошкольников.
Ещё ребята очень любят в конце занятия получать раскраску, путаницу, лабиринт или дорисуй и угадай.
Ещё, что меня очень радует, что не успеваем мы проститься, как они тут же спрашивают: «А когда будет робототехника?»
И напоследок хотелось бы поделиться нашими с детьми результатами в робототехнике :
- 13 декабря 2014 г. в школе № 88 состоялись муниципальные соревнования по робототехнике «РобоСеверск-II», где мы впервые приняли участие со своим проектом «Прогулка с оленем» и были отмечены серьёзным жюри дипломом, сертификатами и подарками;
- в феврале 2015 г. в нашем детском саду прошла выставка «Робозоопарк»;
- в марте 2015 г. участвовали в многоэтапном городском конкурсе по конструированию, вышли в финал и заняли 2 место с роботом «Танцуй-танцуй»;
- в апреле 2015 г. показала открытое занятие в рамках проекта «Образовательная робототехника для дошкольников» и получила сертификат от МАУ ЗАТО СЕВЕРСК «РЦО».
Принимая участие в различных конференциях, проектах для себя я получила много новых знаний, опыта, а так же делилась своим.
В заключении хочется сказать, что робототехника в будущем будет все больше проникать в повседневную жизнь обычного человека, уже понятно многим, если не всем. И с какими возможностями и трудностями столкнется человечество — тоже дискуссия открыта и, как подготовить подрастающее поколение к этим изменениям, выработать у них правильное отношение к проблеме, ознакомить с принципами и правилами функционирования роботов? Ответ один: «Давайте заниматься робототехникой и чем раньше, тем лучше!»