Алена Саяпова
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО В0ЗРАСТА
Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству.
Публикация «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Решающее значение для гендерного развития личности, по мнению ученых, имеет дошкольный возраст. В этот период происходит формирование первичных представлений ребенка о социальных образцах поведения мужчин и женщин, на основе представлений о своем теле формируется первичная половая идентичность. Стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой формируется к третьему году жизни. В раннем детстве под влиянием условий воспитания и среды ребенок обучается различать пол окружающих, осознает свою принадлежность к женскому или мужскому полу и необратимость своей половой принадлежности. К 4-5 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя. Сформировав представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.
На сегодняшний день в педагогике поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников, что привлекает
огромное внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина,
В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что
полоролевое воспитание рассматривается как комплексная
психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические,
психологические и социальные аспекты, а также заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учетом гендерной идентичности, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.
Анализ практики показывает, что в содержании работы современного детского сада не учитываются полоролевые особенности детей, и это
подтверждается многими исследователями (С. А. Марутян, П. В. Плисенко,
Т. А. Репина, Л. Г. Татарникова, С. В. Шаповалова). Программно-методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений не учитывает особенности мальчиков и девочек, и в результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на полоролевые особенности. Отсутствие эффективного гендерного подхода приводит к тому, что у детей нет представлений о специфических чертах, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Современное образование, к сожалению, не обеспечивает условий в процессе обучения и воспитания для реализации мальчиками и девочками полоролевого образа. Полоролевой образ - это не только телесный, физический образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к природе, к людям, к предметам рукотворного мира, ориентированными на культурно-исторически сложившиеся эталоны, образцы. Женщину в девочке, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению своей роли в семейной и общественной жизни.
Полоролевое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами.
Значение полоролевого воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек ко взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать гармоничную семью.
Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Для осуществлений полоролевого воспитания дошкольников можно использовать множество средств и методов, разработанных известными учеными (Т. А. Репина, Л. В. Градусова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). Так, средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, а так же о содержании семейных ролей являются этические беседы на основе художественных произведений, специально созданные педагогические ситуации и реальные случаи из жизни группы. Особое значение имеют и художественные рассказы, сказки.
Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.
Особое внимание следует уделять играм, которые можно умело использовать в педагогическом процессе современного детского сада для закрепления представлений о мужественности и женственности. К примеру, во время приема детей можно провести игры : «Кто что делает» для формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях и развития ценностного отношения к людям труда; «Чем похожи наши мамы и папы?» для формирования умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
При формировании у детей полоролевого поведения огромную роль играет использование народных традиций. Природосообразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а так же роли природы в нравственном становлении личности молодого поколения.
Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Через материнскую позицию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно. Также огромную роль в полоролевом воспитании играют русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.
В творческой игре дети ярче всего транслируют свои первые гендерные представления о том, как следует поступить в той или иной ситуации мальчику, а как девочке. В процессе игровой деятельности постигаются этические нормы выстраивания взаимоотношений между мальчиками и девочками, формируются нравственные качества, ожидаемые от представителей конкретной гендерной группы. Для мальчиков это и ответственность, и взвешенность принимаемых решений, и сопереживание действием (готовность прийти на помощь).
Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т. д. Необходимо отметить, что важное значение в полоролевом воспитании имеют театрализованные игры. Среди средств и методов, оказывающих значительное воздействие на специфику проявлений качеств мужественности и женственности дошкольников, ряд исследователей выделяет искусство, и, в частности, искусство кино. Но, необходимо правильно подбирать фильмы, мультфильмы для просмотра детьми.
Таким образом, перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача отнестись к образованию детей дошкольного возраста по новому : перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей.
Процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины.