Папки-передвижки

Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Анна Ким
Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Актуальность темы

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

Публикация «Опыт работы „Правовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания,

ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка?

При решении этого вопроса вытекает немало противоречий, одно из которых это высокая значимость и недостаточная практическая разработанность «защиты прав ребенка дошкольного возраста».

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

И поэтому нам, педагогам, надлежит быть наиболее грамотными в этой области, и делиться своими знаниями.

Именно мы вносим с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают.

Значение правового воспитания

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.

Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия.

Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Планирование и проведение работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задача формирования основ правового сознания дошкольников, высокой правовой культуры родителей и педагогов была одной из главных задач ДОУ.

Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Декларация прав ребенка(1959)

Конвенция ООН о правах ребенка(1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990)

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме.

Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Поэтому нормативно-правовые документы, способствующие защите прав ребенка, необходимо претворять в жизнь по трем направлениям:

— работа с педагогами;

— работа с детьми;

— работа с родителями.

Мной был составлен перспективный план работы по правовому воспитанию с учетом этих трех направлений.

Работа с педагогами.

Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Поэтому с педагогами была проведена большая работа по их подготовке к работе с детьми в данном направлении.

Какие задачи были поставлены перед педагогами?

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

С воспитателями роводились консультации «Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи». В рамках «Школы дошкольных наук» прошел семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» на котором педагоги в игровой форме ознакомились с основными правами детей: решали педагогические ситуации, участвовали в викторине «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев".

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому воспитателям был предложен огромный выбор дидактического материала для работы с детьми в данном направлении: презентации, сказки, конспекты занятий, развивающие игры, демонстрационный материал, список детской художественной литературы для ознакомления дошкольников с их правами и т. д.

В помощь педагогам были созданы памятки «Признаки жестокого обращения» и «Признаки насилия».

Работа с детьми.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. Невольно возникает вопрос: «Как это сделать?»

Для начала я определилась с задачами, которые педагоги должны ставить при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.

• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.

• Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

- Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;

- Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;

- Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенци, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

• Право на жизнь

• Право на охрану и укрепление здоровья

• Право на сохранение своей индивидуальности

• Право на защиту

• Право на образование

• Право ребенка участвовать в играх, развлечениях

Главными путями реализации задач являются ведущие виды деятельности дошкольников: игровая и художественно продуктивная деятельность.

Для начала я разработала тематическое планирование организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках клуба «Правознайка».

Затем составила конспекты организованной деятельности с детьми по каждой из тем. Знакомство и обучение основам правового сознания я предполагаю проводить в виде игры. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности.

В помощь воспитателям в качестве наглядного материала для работы по правовому воспитанию дошкольников были предложены:

Презентации для детей и музыкальный фильм «Права ребенка»;

Развивающие игры «Наши права»;

«Сказки о правах для малышей и их родителей»;

Конвенция о правах ребенка для детей;

Иллюстрированный материал «Права ребенка - твои права», «Права ребенка», «Каждый ребенок имеет право…», «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях).

Как итог в работе по правовому воспитанию, совместно с музыкальными руководителями мы провели театрализованное развлечение для детей «Мы тоже имеем права".

Анализируя результаты проведенной работы с детьми, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.

Работа с родителями

Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников.

Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

Начиная работу с семьей, я провела анкетирование среди родителей «Наказания в воспитании». По результатам анкет было установлено, что 51 % опрошенных знакомы с основными документами по защите прав детей, 8% - знакомы частично и 41% - не знакомы.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.

Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Первым этапом в решении поставленных задач было оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Права ребенка», где я поместила теоретический материал по страницам Конвенции о правах ребенка.

Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Я и мой ребенок».

Следующим этапом было проведение обще садового родительского собрания «Защитим наших детей», в ходе которого родителям был предложен мини – тест «Можно ли считать это нарушением прав ребенка?». Была подготовлена памятка «Наказывая, подумай, зачем» (семь правил для всех Владимира Леви).

В целях формирования основ правовой культуры родителей были оформлены папка-передвижка «Права ребенка», памятки «Доброжелательные взгляды на общение с детьми», буклеты «У меня есть права», «Права маленького гражданина», «Жестокое обращение с детьми».

В течение года родители привлекались к выполнению «домашних заданий», которые давались детям в рамках работы по правовому воспитанию : изготовление эмблем, рисунков, родословного древа и др.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками.

Заключение

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Было принято решение продолжить работу по правовому воспитанию в детском саду.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 января 2024 в 20:37
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ким в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД