Анна Ким
Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Правовое воспитание детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
Актуальность темы
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Публикация «Опыт работы „Правовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания,
ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка?
При решении этого вопроса вытекает немало противоречий, одно из которых это высокая значимость и недостаточная практическая разработанность «защиты прав ребенка дошкольного возраста».
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
И поэтому нам, педагогам, надлежит быть наиболее грамотными в этой области, и делиться своими знаниями.
Именно мы вносим с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают.
Значение правового воспитания
Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия.
Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Планирование и проведение работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Задача формирования основ правового сознания дошкольников, высокой правовой культуры родителей и педагогов была одной из главных задач ДОУ.
Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:
Декларация прав ребенка(1959)
Конвенция ООН о правах ребенка(1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990)
Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме.
Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Поэтому нормативно-правовые документы, способствующие защите прав ребенка, необходимо претворять в жизнь по трем направлениям:
— работа с педагогами;
— работа с детьми;
— работа с родителями.
Мной был составлен перспективный план работы по правовому воспитанию с учетом этих трех направлений.
Работа с педагогами.
Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Поэтому с педагогами была проведена большая работа по их подготовке к работе с детьми в данном направлении.
Какие задачи были поставлены перед педагогами?
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
С воспитателями роводились консультации «Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи». В рамках «Школы дошкольных наук» прошел семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» на котором педагоги в игровой форме ознакомились с основными правами детей: решали педагогические ситуации, участвовали в викторине «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев".
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому воспитателям был предложен огромный выбор дидактического материала для работы с детьми в данном направлении: презентации, сказки, конспекты занятий, развивающие игры, демонстрационный материал, список детской художественной литературы для ознакомления дошкольников с их правами и т. д.
В помощь педагогам были созданы памятки «Признаки жестокого обращения» и «Признаки насилия».
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. Невольно возникает вопрос: «Как это сделать?»
Для начала я определилась с задачами, которые педагоги должны ставить при знакомстве дошкольников с правами ребенка:
• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
• Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:
- Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;
- Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
- Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.
После изучения материалов Конвенци, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:
• Право на жизнь
• Право на охрану и укрепление здоровья
• Право на сохранение своей индивидуальности
• Право на защиту
• Право на образование
• Право ребенка участвовать в играх, развлечениях
Главными путями реализации задач являются ведущие виды деятельности дошкольников: игровая и художественно продуктивная деятельность.
Для начала я разработала тематическое планирование организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках клуба «Правознайка».
Затем составила конспекты организованной деятельности с детьми по каждой из тем. Знакомство и обучение основам правового сознания я предполагаю проводить в виде игры. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности.
В помощь воспитателям в качестве наглядного материала для работы по правовому воспитанию дошкольников были предложены:
Презентации для детей и музыкальный фильм «Права ребенка»;
Развивающие игры «Наши права»;
«Сказки о правах для малышей и их родителей»;
Конвенция о правах ребенка для детей;
Иллюстрированный материал «Права ребенка - твои права», «Права ребенка», «Каждый ребенок имеет право…», «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях).
Как итог в работе по правовому воспитанию, совместно с музыкальными руководителями мы провели театрализованное развлечение для детей «Мы тоже имеем права".
Анализируя результаты проведенной работы с детьми, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.
Работа с родителями
Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Начиная работу с семьей, я провела анкетирование среди родителей «Наказания в воспитании». По результатам анкет было установлено, что 51 % опрошенных знакомы с основными документами по защите прав детей, 8% - знакомы частично и 41% - не знакомы.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Первым этапом в решении поставленных задач было оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Права ребенка», где я поместила теоретический материал по страницам Конвенции о правах ребенка.
Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Я и мой ребенок».
Следующим этапом было проведение обще садового родительского собрания «Защитим наших детей», в ходе которого родителям был предложен мини – тест «Можно ли считать это нарушением прав ребенка?». Была подготовлена памятка «Наказывая, подумай, зачем» (семь правил для всех Владимира Леви).
В целях формирования основ правовой культуры родителей были оформлены папка-передвижка «Права ребенка», памятки «Доброжелательные взгляды на общение с детьми», буклеты «У меня есть права», «Права маленького гражданина», «Жестокое обращение с детьми».
В течение года родители привлекались к выполнению «домашних заданий», которые давались детям в рамках работы по правовому воспитанию : изготовление эмблем, рисунков, родословного древа и др.
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками.
Заключение
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Было принято решение продолжить работу по правовому воспитанию в детском саду.