ДЕНИСОВА
Конспект занятия по правовому образованию дошкольников «Что такое права человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что такое права человека»
Программное содержание: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Публикация «Конспект занятия по правовому образованию дошкольников „Что такое права человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего этот предмет».
Ход занятия
Педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поиском.
Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку педагог просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.
Педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, необходимое ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Право — это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет»
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т. д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
Педагог: Дети, в этой игре вы все использовали свое воображение, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».
Педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка.»
«Конвенция» - это международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка — это международный договор о защите прав всех детей.
Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Педагог. В этом документе говорится о том, какими должны быть права у детей. Я вам буду их перечислять, а вы — вспомните сказки, в которых наш народ говорит о тех же правах.
Педагог выставляет на панно иллюстрации к русским народным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Мальчик с пальчик», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди».
Педагог. В какой сказке или сказках говорится о праве:
— на жизнь;
— праве на семью, возможность жить с родителями;
— на защиту;
— на охрану здоровья и лечение;
— на отдых, игры и занятия творчеством?
Есть еще право на получение образования. Как вы думаете, что оно обозначает?
Физкультурная минутка
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
Снова - правою ногой
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Педагог. Все те права, о которых мы с вами говорили, детям дали взрослые. Скажите, а что дети дают им в ответ?
Об этом хорошо сказано в священных книгах у разных народов: в Библии, Евангелии, Коране и так далее. В сказках тоже об этом говорится.
• «Почитай (то есть уважай) отца и мать», «не говори про них плохого», «слушайся их». Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Волк и козлята», «Красная Шапочка», «Сивка-бурка», «Мальчике пальчик», «Иван-царевич и Серый Волк», «Три дочери», «Медведь и три сестры», «Репка», «Колобок» и др.)
• «Уважай других людей», «Не желай зла другому», «Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе». Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Теремок», «Коза-дереза», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот в сапогах», «Крошечка-Хаврошечка», «Дочь и падчерица», «Баба Яга», «Айболит» и др.)
• «Люби ближнего своего» — что это значит? Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Бобовое зернышко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Золушка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Три поросенка» и др.)
Педагог. Все взрослые должны заботиться о том, чтобы права ребенка не нарушались. Взрослые должны защищать не только своего, но и любого ребенка. А дети могут нарушить права взрослых? Как вы думаете, а что значит не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)
Если вы прыгаете, а внизу живут люди? Если вы шумите, а взрослые отдыхают? Какие права при этом нарушены? (право на отдых.)
А если без разрешения берете вещи, принадлежащие старшим, то нарушаете их право на неприкосновенность.
Итог занятия
Педагог вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.