Оксана Чивилёва
Правило общения воспитателя с родителями воспитанников дошкольной группы в конфликтных ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
Основная мысль: «Взаимодействие воспитатель с родителями, использование методов и приемов в решении конфликтных ситуации – дает положительный итог в избежание стрессовых ситуаций»
Тезисы:
Доброжелательный стиль общения воспитателя с родителями способствует избежать конфликтные ситуации.
Важным фактором в конфликтных ситуациях является методы и приемы взаимодействия между воспитателем и родителями.
Публикация «Правило общения воспитателя с родителями воспитанников дошкольной группы в конфликтных ситуациях» размещена в разделах
Путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это эффективная работа воспитателя.
Василий Александрович Сухомлинский писал: Умение избежать конфликта –
одна из составных частей педагогической
мудрости учителя.
Предупреждая конфликт,
педагог не только охраняет,
но и создает воспитательную силу
коллектива.
Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Конфликт — это всегда тяжёлая стрессовая ситуация. Он неприятен, и всем хотелось бы его избежать. Однако это почти невозможно. Ссоры были и будут всегда, они могут возникнуть в любой ситуации и с любым педагогом. И поэтому особенно важно нам педагогам научиться избегать конфликта и правильно выходить из конфликтных ситуаций. В них не должны превалировать эмоции. Бывает, что в приступе раздражения и негатива можно наговорит много лишнего или даже допустит определённые поступки, а затем начинаем жалеть об этом. Думать надо о решении проблемы, а не решайте её на пике эмоционального всплеска. Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей : неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами; другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Я считаю чтобы правильно избежать конфликтную ситуацию нужно правильно научится общаться с родителями, так как успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. По мнению М. И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения. Основными направлениями взаимодействия с семьё й являются: изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» -
эти слова Сухомлинского стали девизом моей формы работы с родителями.
С целью изучения семьи, на первом этапе своей работы с родителями, я провела анкетирование на тему «Взаимоотношение в семье». Проанализировав данные анкеты, я выработала тактику своего общения с каждым родителем по трем уже существующим основным принципам:
–– общение на основе диалога;
–– открытость, искренность в общении;
–– отказ от критики и оценки партнера по общению.
Доверительные отношения складывались не сразу. Нужно было разработать такие задачи и формы работы с родителями, где те будут не только зрителями, наблюдателями, но станут и активными участниками жизни детского сада, помощниками воспитателя. Прочитав и усвоив соответствующую литературу, я выделила для себя основные задачи:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимно поддержки, взаимно заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические силы.
А также, выделила основные виды форм взаимодействия воспитателя и родителей, по которым, собственно говоря, стала работать.
Индивидуальные консультации.
Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда воспитатели или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.
Индивидуальные беседы.
Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке.
Коллективные формы работы. Родительские собрания
Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей.
Вечера вопросов и ответов.
Организую в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы»
Групповые консультации.
Включаю подготовку сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда родитель только один»).
Я не буду расшифровывать каждую из них, так как понятно, что все эти мероприятия представляют собой активное общение родителей с воспитателем.
Совместная деятельность родителей и воспитателей включает в себя различного рода совместную деятельность воспитателя и родителей в группе, на участке. Это может быть изготовление своими руками различного вида инвентаря, поделок для свободной деятельности детей.
Наглядно - информационные формы:
Родительские уголки.
Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей : о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательного-образовательного процесса, об организации питания детей и другие сообщения.
Выставки.
Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Моя семья», делаем поделки из природного материала»
Это основные формы работы с родителями, используемые мною, но мне хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал ученый Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с ними.
Нам воспитателям следует обращать внимание на причины возникновение конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из ситуации.
Какие бывают стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями.
1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.
2. Признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.
3. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа — «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).
4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.
5. Не избегать общения после конфликта. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагога.
6. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.
Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если воспитатель действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Правило Воспитателям :
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать
специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
И на последок хочется сказать такую фразу: «Родители и воспитатели – два берега одной реки»