Раиса Маркс
Семинар-практикум «Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями»
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Материалы: распечатки модели способа выхода из конфликтной ситуации, музыкальные отрывки разных ритмов, записанные по степени учащения музыкального ритма,
Публикация «Семинар-практикум „Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход семинара-практикума :
Ведущий: истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителями особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору со всеми вытекающими из нее неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.
Упражнение 1 «Яблочко и червячок»
Цель: создание рабочего настроя, активизация мыслительной деятельности.
Ведущий: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Ведущий: а теперь поговорим с Вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорит много : это и большие эмоциональные затраты и ухудшение самочувствия, снижение работоспособности. Однако, конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения. Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуации.
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны :
1. Различие в целях (родители ждут только положительной оценки ребенка, а воспитатель – усвоения знаний и умений ребенком.
2. Недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был свидетелем произошедшего.
3. Некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения.
4. Неоправданно завышенные требования родителей к учреждению. Они возникают тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :
- Возникновение конфликта;
- Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
- Конфликтное поведение;
- Исход конфликта.
Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области правовых отношений и психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели способа выхода из конфликтной ситуации (рис. 1).
Ведущий: конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Ведущий: в педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть и положительные и отрицательные стороны. А теперь, когда Вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Участники зачитывают свои ответы, ведущий комментирует их.
Примеры ответов участников семинара :
Конкуренция: «Сейчас я упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая».
Сотрудничество: «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их съешь, они тоже вкусные!».
Упражнение 2 «Танец частей тела»
Цель: снятие мышечного напряжения, создание хорошего настроения
Встаньте в круг так, чтобы вы могли свободно двигаться. Я буду называть определенную часть тела, а вы должны будете максимально использовать ее в танце. Обращайте внимание на свои ощущения в теле и свои чувства.
Танец головы – 30 сек.
Танец плеч – 30 сек.
Танец кистей рук – 30 сек.
Танец грудного отдела – 30 сек.
Танец бедер – 30 сек.
Танец стоп – 30 сек.
Танец всего тела – 30 сек.
Упражнение 3 «Стирание стрессовой ситуации»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Для поддержания стабильного положительного психологического состояния, а так же для профилактики психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист. Карандаши и ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую Вам хочется забыть. Это может быть реальная картинка, образная ситуация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого снова закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Упражнение 4 «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего семинара.
Каждому из Вас предлагаю завершить фразу: «Мне сегодня…»… так же скажите, оправдались ли Ваши ожидания от сегодняшней встречи.