Гладкова
Консультация «Правильная осанка — залог успеха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка спортивного досуга
«Правильная осанка – залог успеха!»
Автор-составитель: Гладкова Наталья Сергеевна.
Методическая разработка: по профилактике сколиоза «Правильная осанка – залог успеха!». МДОУ детский сад №4 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области, 2019 г., с. - 10.
Публикация «Консультация „Правильная осанка — залог успеха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. Методическая разработка направлена на профилактику сколиоза, на формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета.
Данную методическую разработку можно использовать как педагогам в детских садах различного вида, так и в начальных классах общеобразовательной школы, воспитателям в группах продленного дня.
Содержание:
1. Вводная часть (организационный момент…. …. 5
2. Основная часть…. 6
3. Заключение…. …8
4. Список используемых. источников…. 10
5. Приложение…. …. 10
Цель: оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, познакомить детей с понятием «правильная осанка» и мерами по профилактике её нарушения.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Дать представление о влиянии правильной осанки на внешний облик человека.
2. Развивающие задачи:
-Содействовать развитию координации движений на основе уже накопленного детьми опыта, ловкости, силы, гибкости, развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
-Развитие умения выполнять физические упражнения, предотвращающие развитие сколиоза; укрепление мышечного корсета, развитие внимания.
-Способствовать повышению общего функционального состояния
организма.
- Способствовать формированию навыка удержания правильной позы в течение дня.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитание бережного и внимательного отношения к своему организму, желания заботиться о нём, о своём здоровье и здоровье окружающих; привлечение дошкольников к систематическим занятиям физкультурой.
-Побуждать к доброжелательным отношениям между детьми в совместной двигательной деятельности.
Взаимодополнение образовательных областей:
Физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности и культурные практики:
Игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Предварительная работа:
просмотр картинок и слайдов по данной теме, разгадывание ребусов, проведение эстафет, беседы о том, как важно следить за осанкой.
Планируемые результаты: способствовать формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений, привить интерес к здоровому образу жизни.
Возраст: 5- 6 лет
Форма проведения занятия: групповая.
Время: продолжительность занятия 25 минут.
Методы и приё мы: беседа, рассказ, показ, наглядный, игра.
Материалы и оборудование: с нарушением осанки, мешочки с песком, гимнастические палки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Вводная часть - ( организационный момент: создание проблемной ситуации).
Дети с воспитателем под музыку входят в зал, выстраиваются в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы друг другу рады?
Дети: Да!
«Утреннее приветствие»
Все дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе)
Воспитатель: С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись (дети медленно опускают руки, затем берутся за руки)
Воспитатель: И Маша здесь…И Саша здесь…
Дети (вслед за ним повторяют) : И Маша здесь… И Саша здесь…
Воспитатель: Все здесь!
Дети (встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят). Все здесь!
Улыбнемся снова
Будем все здоровы! (Поднимают руки вверх)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и пожелали мы всем «Доброе утро!». А сейчас приглашаю вас присесть на стулья.
Воспитатель: Слышите, сюда кто-то идет. (появляется Емеля, который держится за спину, идет,вздыхая.)
Емеля: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй. Дети, вы узнали кто к нам пришел в гости? (Дети сомневаются в ответе).
Воспитатель: Отгадайте загадку :
При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Кто на печке той сидит?
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Дети: Это Емеля!
Воспитатель: Правильно, ребята. Что с тобой, Емеля?
Емеля: Ох, что- то спина болит. Надо пойти еще на печи полежать.
Воспитатель: Емеля, спина поэтому у тебя и болит, потому, что ты мало двигаешься. Нужно вести здоровый образ жизни, чтобы быть здоровым. Правда, дети?
1 ребенок: Здоровье — это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
2 ребенок: Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовет
Все ребята знают,
Что закалка помогает,
Что полезны нам всегда
Солнце, воздух и вода.
3 ребенок: Кто с зарядкой дружит смело
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым и умелым
И веселым целый день!
2. Целевая установка и мотивация.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что нужно делать, как помочь Емеле? Чтобы нам вместе найти ответ на этот вопрос, мы отправимся в страну Здоровья.
(дети идут по кругу)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре по дорожке мы пойдем.
Раз. Два, три, четыре в страну Здоровья попадем.
На дорожку встали Дружно зашагали. (Дети проходят по массажным дорожкам, выложенным по периметру зала, упражнения выполняют по показу)
- Узкий мостик впереди, На носочках проходи. (идут на носочках) - Мы на пяточках пойдем, Каблучки не обобьем. (идут на пятках)
(дети садятся по кругу)
3. Проектирование решения проблемной ситуации (Проявление и поддержка детской инициативы для решения проблемы.)
Воспитатель:Ребята, а какими нужно быть, чтобы все преграды на пути преодолеть? ( ответы: умными, сильными, дружными)
Игра: "Верно-неверно"
Воспитатель: - Ребята, вы вместе с Емелей, если я произнесу верное высказывание (правило, маршируете, если я произнесу ложное высказывание, приседаете.
1. Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.
2. Строго выполнять указания и рекомендации воспитателя.
3. На занятии можно есть конфеты.
4. Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.
5. Можно кричать и драться.
6. Можно резко и быстро выполнять все упражнения, чтобы достигнуть лучшего результата.
7. Запрещается толкаться, ставить подножки товарищу, перебивать учителя, общаться с товарищем на интересные темы.
8. В играх можно не соблюдать правила.
9. Ломать и портить инвентарь.
Воспитатель: Если человек постоянно горбится, у него появляется такое заболевание как сколиоз.
(показ иллюстрации)
Поэтому важно знать, что полезно, а что вредно для позвоночника.
А кто из вас знает, что такое «осанка»? Осанка – это умение человека правильно держать своё тело при ходьбе, сидя за столом и во время других занятий. Про красивую осанку иногда говорят «царственная осанка». Ведь так, гордо расправив плечи, ходили в старину царские особы. Конечно, приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется скелет, у него здоровый позвоночник (показ позвоночника). А если здоров позвоночник, то легче работать каким органам? (Далее педагог показывает на макете на сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник, дети их называют). Правильная осанка не даётся человеку с рождения, она приобретается им в течение жизни, вырабатывается в детстве, а потом, в зрелом возрасте её исправить очень трудно.
4. Выполнение действий - (заданий, символизация).
Воспитатель: Я предлагаю вам, выполнить вместе с Емелей выполнить волшебные упражнения для нашей осанки.
(Включается негромкая музыка).
Чтобы ровной была спинка,
Очень нам нужна разминка.
Ну-ка, встань, не зевай,
И за нами повторяй!
Воспитатель: Ребята, хотите для начала проверить свою осанку? Тогда подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегали к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше. Обратите внимание, кто легко сохраняет такое положение, у того правильная осанка. Походите под музыку с такой прямой спинкой.
А для того, чтобы ваша осанка всегда была правильной, я покажу вам несколько физических упражнений. Присоединяйся к нам, Емеля. Все эти упражнения нужно выполнять неспешно (упражнения выполняются на полу, на гимнастических ковриках)
1. И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед:
1 – махом правой коснуться левой руки; 2 – опустить ногу.
3 –махом левой, коснуться правой руки;
4 – опустить ногу. (6 раз; Спину от мата не отрывать, ногу в колене не сгибать).
2. И. п. – лежа на спине, руки за голову.
1 - 3 –поднять обе ноги одновременно и держать угол 90°.
4 – и. п. (5 раз. Спину от пола не отрывать, держать угол, ноги не бросать, а выполнять упражнение спокойно)
3. «Самовытяжение»
И. п. – лежа на спине, руки вверх.
1- 3- потянуть руки вверх, носки вытянуть
4 – И. п. (5-6 раз. Выполнять в медленном темпе, туловище от пола не отрывать).
4. И. п. – лежа на спине, руки вверх, в замок:
1-2 – повернуться на правый бок, 4-5 раз
3-4 – и. п.
5-6 – повернуться на левый бок,
7-8 – и. п. (Туловище держать прямо, подбородок слегка касается груди, 1-2 – вдох;3-4 –выдох).
5. И. п. – лежа на животе, руки вверху. 1-3 – поднять одновременно руки и ноги вверх.
4 – и. п. 8-10 раз Ноги не разводить. Голову отвести назад, стараться тянуть корпус
6. И. п. – лежа на спине, руки за головой;
«Велосипед»
1-4 – «крутим педали» вперед,
5-8 – «крутим педали» назад. (6 раз; Спину от мата не отрывать).
7. И. п. – упор, стоя на коленях:
Упражнение «Кошечка».
1-2 – прогнуть спину, 3-4 – округлить8-10 раз. (Прогибая спину – голову отвести назад, округляя спину – подбородок на грудь).
8. Упражнение на координацию:
На расстоянии 50 см разложить гимнастические палки а) прыжки через лежащую перед собой палку: 1 – вправо; 2 – влево (8 -10 раз. Спину держать прямо, на палку не наступать).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Если постоянно выполнять эти упражнения, ваша осанка будет поистине «царственной».
Емеля: Спасибо вам, дети, что научили меня этим несложным упражнениям! Мне стало намного лучше. Я вам обещаю, что теперь буду их самостоятельно выполнять. Теперь можно и поиграть!
«Встань, как я»
Цель: Формирование стереотипа правильной осанки.
Дети гуляют по залу. По команде: «Встань, как я» - останавливаются, принимая правильную осанку по показу взрослого.
«Ходим в шляпах»
Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие равновесия, координации движений.
Инвентарь: «Шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г. Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища, воспитатель дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по кругу, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и кто не нарушил осанку.
Емеля: До свидания, ребята! (уходит)
Воспитатель: Для того чтобы вернуться в детский сад предлагаю вам лечь на коврики и закрыть глаза.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышим легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
(Н. Клюева, Ю. Касаткина)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Много мы узнали о позвоночнике и правилах заботы о нем.
5. Заключительная часть - (анализ результатов деятельности)
Воспитатель: Нет рецепта в мире лучше, будь со спортом неразлучен.
Проживешь 120 лет - вот в чем кроется секрет!
Воспитатель:
Что запомнили? Что же такое «осанка»? Зачем мы делали все эти упражнения? Что произошло с Емелей? Почему про правильную осанку иногда говорят -«царственная»? Может ли «царственную» осанку иметь каждый человек?
Что он для этого должен делать?
6. Подведение итогов.
Ребята, я надеюсь, что сегодняшнее занятие прошло недаром. Мы на примере Емели увидели, к чему приводит малоподвижный образ жизни. Не зря ведь говорят: «Здоров будешь- все добудешь»! Так что будьте здоровы!
Рефлексия:
Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня, может, что-то было сложно выполнять?
(Построение, уход детей).
Список использованных источников:
1. Асачева Л. Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. - Спб. : ООО «Издательство «Детство — пресс», 2013. - 112с.
2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005.
3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. :АРКТИ, 2002. Осик В. И. и др. Корригирующая гимнастика. : Метод, рекомендации. - Краснодар. - 2000
5. Никулина Ф. Х. : Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет :развивающие игровые занятия. - Волгоград. -2012
6. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.
Интернет-ресурсы:
1. https://yandex.ru Иллюстрации к занятию