Наталья Филиппова
Практикум в форме совместной деловой игры детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в развитии экологическо– речевых способностей у детей по средствам совместной деловой игры.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Практикум в форме совместной деловой игры детей и родителей» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
• раскрыть родителям важные стороны экологическо - речевого развития детей старшего дошкольного возраста (6 лет). (Познание);
Коррекционные:
• сформировать способности переноса полученных знаний по словообразованию, словоизменению в условия семейного воспитания;
• развивать фонематический слух, формировать лексико-грамматический строй речи, развивать артистические, пантомимические навыки детей. (Социализация);
• укрепить и скорректировать дружественные отношения, желания родителей и детей активно участвовать в экологическом общении. (Социализация);
• совершенствовать диалогическую речь детей. (Коммуникация);
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к объектам окружающей среды, любовь ко всему живому. (Познание);
Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. В настоящее время логопедами, дефектологами, психологами рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей речевых процессов. Экологическое и речевое воспитание в группе компенсирующей направленности часто переплетается с изучением определенной лексической темы. Основным проводником экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель. Задача логопеда – активно поддержать в этом, решая еще и коррекционные задачи, а именно, формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, преодолеть аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание, а также восприятие, внимание, память, мышление. Получается, что занятия воспитателя и логопед не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно.
Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать родители. Но часто бывает так, что родители не имеют возможностей, а иногда и необходимых знаний для того, чтобы помочь своему ребенку. Поэтому большая роль отводится работе дошкольного образовательного учреждения, т. к именно воспитатели и специалисты, работающие с детьми, могут помочь родителям. Привлечение родителей к проблемам детей является наиболее актуальным на сегодняшний день, так как среди детей – логопатов встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития.
Теоретической основой данного родительского собрания является теория А. Логиновой о необходимости проведения совместных занятий детей и родителей в форме деловой игры, а также личностно-ориентированная модель взаимоотношения ребенка со взрослым, которая обеспечивает дошкольнику чувство психологической защищенности; формирует доверие к миру, радость существования, развивает его индивидуальность.
Практическая значимость данного родительского собрания состоит не только в своеобразии формы его проведения, но и в том, что деловая игра может быть использована воспитателями, специалистами, работающими с дошкольниками.
Новизна практикума подчеркивается совместным проведением деловой игры и нетрадиционными методами и приемами, которые используются в данном родительском собрании.
Используемый инструментарий:
1. Аудиозаписи. (Ф. Шопен. Прелюдия № 1).
2. Воздушные шары.
3. Фотографии.
4. Папка – передвижка.
5. Мяч.
Используемые методы:
1. Деловая игра.
2. Активный диалог.
3. Анкетирование.
4. Теоретический анализ литературы.
5. Качественная и количественная обработка.
6. Самоанализ.
7. Игровые приемы.
Подготовительный этап.
1. За две недели до родительского собрания родителям предложено заполнить анкету «Мой ребенок и его речевое развитие».
2. С воспитателями обговаривается тематика предстоящей встречи, продумывается план открытого просмотра из фрагментов программной непосредственно-образовательной деятельности с детьми по экологии и речевому развитию.
3. За две недели до встречи с родителями вывешивается объявление-приглашение.
Уважаемые родители!
Мы желаем, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!
Приглашаем вас (дата) на встречу с логопедом и воспитателями, где побеседуем об особенностях экологическо-речевого развития детей.
4. «Волшебная шкатулка». За две недели до собрания родителям предлагается подумать и написать вопросы, которые более всего волнуют.
Оборудование и наглядность:
• группа оформлена воздушными шарами, в которых содержится по одному вопросу из «Волшебной шкатулки»;
• группа оформлена детскими фотографиям (дети на занятиях, во время прогулок);
• плакаты с цитатами и высказываниями:
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину»
М. Пришвин.
Каков человек, такова его и речь.
«Собственный пример – это лучшее воспитание».
В. Сухомлинский.
• Доска оформлена детскими работами (рисунки, картины из песка, из гороха, фасоли).
• Папка-передвижка с семейными фотографиями, с рассказами «Однажды в походе».
Ход проведения собрания.
I.Вступительная часть Звучит аудиозапись Ф. Шопен. Прелюдия № 1
Логопед: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическо-речевом практикуме. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.
- Уважаемые родители и дети, отгадайте чьи голоса птиц звучат. (Логопед включает запись с пением птиц. Дети и родители отгадывают).
- Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Дети встают в круг. Психогимнастику проводит родитель, подготовленный логопедом.
Родитель:
• выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц;
• изобразите радость перелетных птиц, увидевших родные края;
• изобразите журавля, который ходит по болоту.
(Дети выполняют действия, затем садятся на стульчики).
II Основная часть. Логопед:
- Ребята, вы молодцы, теперь поиграем со звуками. (Развитие фонематического слуха).
- Назовите первый и последний звук в словах: скворец, соловей, жаворонок.
-Какие это звуки?
- Какого звука не хватает в словах?. кворец, …оловей, …уравль.
-Уважаемые родители, дети приготовили для вас загадки. Отгадайте!
Дети загадывают родителям загадки (разученные ранее).
1. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).
2. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пушистый хвост ее краса.
Этот зверь лесной…. (Лиса).
3. Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц).
Логопед задает вопрос детям и родителям, о том какие звери обитают в Хакасии. (Ответы детей и родителей.)
-Уважаемые родители и дети, поиграем в игру «Назови ласково».
Игра проводится с мячом. Логопед кидает мяч, а поймавший, называет ласково слово. (Формирование навыка словообразования).
Медведь – медвежонок
Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка.
Лиса - лисичка
Серый – серенький
Быстрый – быстренький
Белый – беленький
Хитрый – хитренький
Слабый - слабенький
Кто кем был?» (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных).
Логопед показывает картинку, а дети спрашивают у родителей.
Дети: Родители:
-Медведь был. (- Медвежонком).
-Ежик был. (- Ежонком).
-Лиса была. (- Лисенком).
-Лось был. (- Лосенком).
-Волк был. (- Волчонком).
- -Белка была. (- Бельчонком).
- Заяц был. (- Зайчонком).
Логопед:
- Молодцы, правильно назвали, теперь предлагаю посмотреть фильм о животных Хакасии (Логопед показывает презентацию).
- Посмотрите и назовите, какие звери обитают в наших лесах
- Кто лишний?
- Художник нарисовал диких животных, но не знал, кто из животных больше по размеру, а кто меньше других. Дети, вы ведь знаете, какие по размеру эти животные на самом деле? Назовите.
- Художник забыл раскрасить животных. Дети предлагают помочь художнику.
Родители вместе с детьми раскрашивают животных.
- Молодцы, замечательные рисунки получились.
Рисунки вывешиваются на стенд. Затем дети проходят в игровую комнату, а логопед продолжает практикум.
III.Заключительная часть. Родители сдувают шары с помощью иголки, в шариках вопросы из «Волшебной шкатулки». На вопросы отвечает логопед. После ответов на вопросы, логопед подводит итог, вручает памятные медали всем семьям за хорошую, сплоченную работу.
Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в дошкольном возрасте возможно возникновение экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.
Выходят дети, читают стих.
Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким.