Оксана Зоткина
Консультация на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».
Бэкон Фрэнсис
Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость.
Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Публикация «Консультация на тему: „Роль сказки в экологическом воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность - дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе. Именно экологические сказки вызывают эмоциональную отзывчивость, любознательность, сопереживание, вдохновляют детей на воображения и фантазии. Полученные знания у детей вызывают отклик и понимание им экологических проблем.
Цель экологических сказок :
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Задачи экологических сказок :
Образовательные:
Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
Формировать систему экологических знаний.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через эко. сказки.
Воспитательные :
Воспитывать стремление беречь нашу Землю
Осознание себя как части природы.
- Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.
Значение экологических сказок :
В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Авторы эко сказок в интересной сказочной форме дают детям представления:
о закономерностях природы;
о природных явлениях;
о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;
об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
К таким произведениям относятся сказки и рассказы :
- Е. Чарушин – Рассказы о животных, «Рассказы про зверей и птиц», «Зверята», «Про зайчат»
- М. Пришвин – «Рассказы о животных», «Рассказы о животных малышам», «Разговор деревьев», «Этажи леса»
- Н. Сладков – «Лесные сказки», «Сказки и рассказы о животных»
- В. Бианки – «Первая охота», «Лесная газета» и др…
Сказки и рассказы современных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…
- Благородный гриб М. Малышев
- Храбрый опенок Э. Шим
- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с детьми.
Принципы составления экосказок :
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;
- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи :
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя :
- Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста
Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие:
экологические занятия,
опытно-эксперементальная деятельность,
беседы,
наблюдения,
театрализованная деятельность.
Вывод:
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены:
начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
интерес к ее познанию;
сочувствие ко всему живому;
умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
выражать свое эмоциональное отношение к ней.
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы».
Рёскин Джон