Анастасия Эльзессер
Семинар-практикум «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум. «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей»
Выполнил: воспитатель Эльзессер А. И.
Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.
Публикация «Семинар-практикум „Использование фольклора в развитии двигательной активности детей“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Способ сбора участников совместного игрового действия при помощи специального стишка. (зазывалки)
Тай, тай, налетай.
В интересную игру,
А в какую – не скажу!
Кто опоздает -
В небо улетает Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть
Эй, не стойте в стороне,
Подходите к нам скорей!
Игра начинается!
Зазывалки имеют давнюю традицию, использовался как зачин, призывающий к игре. Перед началом игры несколько её инициаторов прыгают, как мячики, и скандируют, приглашая всех стать участниками игры. Дети, переняв традицию у юношей и девушек сами стали подпрыгивать, как воробышки, привлекая внимание к намечающейся игре.
В какие режимные моменты моно использовать зазывалки?
Какие зазывалки вы знаете?
2. Мы собрались на игру, а как е выбрать водящего?
Рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. При помощи которого дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. (считалка)
Какие считалки вы знаете?
Лиса по лесу ходила.
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт. Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
»»»»»»»»»
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет
3. Поиграем в русскую народную игру «Волк и гуси»
Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать, очень рано – буквально с двух лет. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Русские народные хороводные игры: Каравай, пузырь, дубок, березка, вьюн.
Русские подвижные игры: «Горелки», пятнашки (играющие выбирают водящего – пятнашку, все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит).
"Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка","Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" ,"У медведя во бору", "Коршун и наседка"," Стадо" и т. д.
Игры-забавы: Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). «Карусели», «У оленя дом большой», «Солнышко и дождик», «Ножки», «Куклы пляшут», «Лиса и гуси», «Я принёс тебе подарок».
4. Песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. (Потешки)
Изучение потешек вне игры невозможно. Потешка призвана - потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе.
Как моно использовать потешки в двигательной деятельности?
Пальчиковые игры «Сорока», «Замок», «Этот пальчик дедушк»
Игры с частями тела
Потешки:
Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Золотой уздой побрякивает. (Ходьба с высоким подниманием колена)
Совушка – сова, Большая голова. На суку сидит, во все стороны глядит. (Повороты головы)
Какие вы знаете потешки?
5. Быстрое повторение труднопроизносимых слов. (Скороговорки)
Задача известна всем: надо быстро и чётко, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затруднённым для произношения образом. Ошибки в произношении вызывают смех. Соревновательное, игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Очевидна и польза: скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (частые повторы, внутренние рифмы). Но, кроме того, скороговорки – крошечные художественные произведения. На это работают и формы ритмической организации, и подчёркнутая игра звуков и многообразие сюжетных ситуаций.
Чайничек Нарисовать контур «чайника» руками в воздухе
с крышечкой, Хлопок в ладоши, прав ладонь вверху
Крышечка Хлопок в ладоши, левая ладонь внизу
с шишечкой, Кулаком правой руки ударить по ладошке левой руки
Шишечка Кулаком правой руки ударить по ладошке левой руки
с дырочкой, Соединить большой и средний палец
В дырочке Соединить большой и средний палец
пар. Нарисовать контур руками в воздухе
Во поле затопали кони.
Ветеp елками шумит, ежик наш домой спешит.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
6. Вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях
Детские сказки: Путешествие в мир народных сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями. В физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать обширный сказочный репертуар русского народа
Как моно использовать сказки для развития двигательной активности?
Театрализованная деятельность
Включение фрагментов сказок в режимные моменты.
Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы.