Ольга Алехина
Практикум «Формирование навыков решения конфликтов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение и актуальность в это время приобретают взаимоотношения со сверстниками в группе детского сада, которые существенным образом влияют на развитие личностных качеств детей.
Важную роль в развитии детей играет игра. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликтную ситуацию, возникаюшую из-за дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей в игровой деятельности. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой, но если этого не произошло, то следует помочь детям в преодолении конфликтной ситуации.
Публикация «Практикум „Формирование навыков решения конфликтов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
• Прервать конфликт
• Избавиться от зрителей
• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.
• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.
• оценить обстановку, выяснить что произошло
• разрешить конфликт : когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.
При этом важно помнить; 1. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
2. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель — целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен помнить:
1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение и на первое место ставить интересы детей.
Лучше улаживание конфликта оформить в виде игры. Для примирения детей в группе используем «мирилки» вместе с ритуальными действиями: пожать руки, сцепиться мизицами, прыжки на месте, улыбки друг другу, взаимные объятия, поглаживание по голове друг друга и другие.
«Мирилки» – это короткие стихотворные строчки (стихи-приговорки, которые приговаривают дети после ссоры. Слова произносятся вместе, ритмично, при этом дети сцепляют пальцы (могут обняться, трясут руками, прощая друг друга. Свое название «мирилки» получили от слова «мир» - мириться, дружба. «Мирилка»произносится подряд несколько раз и действительно примиряет. Традиционные «мирилки», которые очень любят дети, универсальны отсутствием возрастных ограничений : от малышей до школьников.
Рекомендации по отбору мирилок для детей дошкольного возраста.
1. Можно выбрать несколько «мирилок», которые больше всего понравятся вам и вашим детям и выучить эти «мирилки» вместе.
2. Сами используйте «мирилки», если вдруг кого-то обидели. Тогда и малыш станет использовать мирилки в общении с людьми.
3. Следует очень бережно относиться ко всем текстам, которые мы – взрослые – читаем своим детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации. Лучше не использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, больше не дерись! А то бабушка придет, тебе уши надерет!» и т. п. подобные тексты мирилок нарушают саму суть мирилки – помириться не ради того, чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. 4. Можно изготовить специальную игрушку для мирилок. Это могут быть: подушка-мирилка, коробка-мирилка, какая-либо игрушка-мирилка и др., на что вашей фантазии хватит.
Практическая часть
Упражнение «Гусеница»
Цель: демонстрация модели конфликтной ситуации.
Время: 10 – 15 минут.
Ход упражнения:
Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.
На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?
2. Что хотелось сделать?
3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?
Миримся мизинцами
Вспомним незатейливые стишки или придумаем их сам
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- ты мой друг!
- и я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Солнце
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья
Пальчик, пальчик - выручай!
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком обнимитесь!
Саша с Катей (вставляете свои имена) помиритесь!
Дай скорей мизинчик свой.
Зацепи его за мой.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы друзья с тобой опять!
ИГРЫ-МИРИЛКИ
Если бы я был тобой
Такая игра-мирилка подойдет больше детям старшего дошкольного возраста. Предложите поссорившимся ребятам поменяться местами и представить себя на месте друга. Задача детей - не отстаивать собственную правоту, выдавая свои действия за желаемое поведение друга, а полностью повторить то, что делал товарищ, и попытаться объяснить такое поведение. Скорее всего, дети быстро найдут компромисс, так как посмотрят на себя со стороны.
Ты такой…
Когда ссоришься с другом, кажется, что он такой плохой, что никогда больше с ним водиться не надо. А ведь в каждом человеке есть положительные стороны. Научите ребенка говорить комплименты. Посадите двух поссорившихся друг напротив друга, сами расположитесь рядом. Возьмите какую-нибудь игрушку и со словами: «Ты такой добрый», – отдайте ее ребенку, который сидит рядом. Теперь его очередь сказать комплимент соседу и передать игрушку. В такой игре-мирилке дети постепенно поймут, что хороших черт у друга гораздо больше, чем плохих, и ссора забудется.
Рисуем ссору
Такая игра подходит замкнутым деткам, которые стесняются обговаривать сложные жизненные ситуации, а мириться все же надо. Предложите поссорившимся нарисовать то, что произошло, а потом сравните картинки. Наверняка дети будут рассматривать рисунки друг друга и вступят в диалог.
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем.
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).