Евгения Валерьевна Малаканова
Практикум для родителей «Работа с тетрадью в клетку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе. Наша задача помочь своим дошколятам прийти в первый класс подготовленными и уверенными в себе. Для этого запасемся терпением, временем, тетрадью в клетку и простым карандашом (это важный пункт, так как вначале у ребенка не все будет получаться идеально и всегда можно воспользоваться ластиком для исправления ситуации).
Итак, сначала познакомим ребенка с понятиями: лист, страница, тетрадь. Сделать это вам помогут следующие упражнения.
Упражнение «Фрукты»
Публикация «Практикум для родителей „Работа с тетрадью в клетку“» размещена в разделах
-У каждого из вас в руках картинка с изображением фрукта, назовите, у кого что нарисовано (какой фрукт). Положите картинку с изображением вверх тетради.
-Покажите низ тетради. (Дети кладут картинки вниз).
-Покажите середину тетради. (Дети кладут картинки в середину).
-Что находится внутри тетради в середине? (Сгиб листов тетради, скобки)
-Что находится снаружи закрытой тетради? (Обложка)
-Где начинаем писать (рисовать) в тетради : сверху или снизу? (Сверху) (Показ)
-С какой стороны начинаем писать (рисовать) : справа или слева? (Слева) (Показ)
-Покажите верхний левый угол первой страницы.
-Обведите первую верхнюю клеточку в тетради.
-Обведите еще три клеточки (По одной через клеточку)
-Сколько всего клеточек обведено?
Повторение названий сторон и углов листа и страницы
Упражнение «Найди соседей»
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: просите найти изображение какого-то предмета и определить:
-Что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: просите назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:
-В правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.
Упражнение «Назови, где находится фигура»
На листе располагаются фигуры (правый нижний угол – красный квадрат, правый верхний угол – синий прямоугольник, левый нижний угол красный прямоугольник, левый верхний угол синий квадрат, центр – желтый круг). Сопровождающие вопросы для детей: «Назови, где находится красный квадрат?» и т д.
Для дальнейшей работы следует изучить клеточное и строчное микропространства. Очень важно научить ребенка видеть клетку. Детям дошкольного возраста это трудно, они не замечают разлинованного листа.
Упражнение «Клетки»
Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)
-Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки).
-Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).
-Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).
-Найти стороны клетки (правую, левую)
-Найти «пол и потолок» клетки.
-Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку).
Упражнение «Найдите клеточку» (работа над строкой)
Поставьте в тетради крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы.
-Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т. д. до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком.
-Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.
Также вы можете сами нарисовать несколько разноцветных квадратиков, точно обводя контуры клетки, а потом уже ребенок повторяет эти действия. Постепенно ваш ребенок привыкает к границам клетки и уже в состоянии вписать в нее кружок или треугольник, провести диагональ или поставить точку в центре.
Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Упражнение «Дорисуй узор»
Предложите детям лист бумаги в клетку, на котором изображены узоры. Объясните ребенку, что нужно их дорисовать.
Упражнение «Дорисую фигуру»
Предложите детям лист бумаги в клетку, на котором изображены фигуры. Объясните ребенку, что нужно их дорисовать.
Несложные упражнения помогут не только ориентироваться на листе бумаги, но и развить координацию движений и мелкую моторику рук.
Впоследствии можно переходить к рисованию фигур по точкам, графическим диктантам, когда взрослый дает словесную инструкцию: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо…» Следуя указаниям взрослого, ребенок получает изображение различных животных, цветов и т. д.
Упражнение «Графический диктант. Слон»
Начальная точка – 3 клетки вниз, 2 клетки вправо. *1 клетка вправо вверх наискосок, *2 клетки вправо, *1 клетка вправо вниз наискосок, *1 клетка вниз, *1 клетка влево вниз наискосок, *1 клетка влево, *1 клетка вправо вверх наискосок, *2 клетки вверх, *4 клетки вправо, *2 клетки вправо вниз наискосок, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *2 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево вверх наискосок, *4 клетки вверх.
Упражнение «Графический диктант. Зайчик»
Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо. *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *3 клетки вправо, *3 клетки вниз, *1 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *6 клеток влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *12 клеток вверх.
Вместе с детьми разберите, какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.
Усложняя задание, можно подвести дошкольника к созданию довольно сложных пространственных композиций.
Хорошо развивает внимание графический диктант не на слух, а на воспроизведение готового образца. Это гораздо сложнее, нежели следование готовой голосовой инструкции – здесь ребенку уже самому приходится высчитывать количество клеток и определять их направление.
Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным и не чувствующим себя отстающим от других детей.
Будьте терпеливы и не ругайте ребенка за допущенные промахи, ведь он только начинает учиться!