Лариса Иванова
Практикум для педагогов в области «Речевое развитие» с учётом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для педагогов в области «Речевое развитие» с учётом ФГОС
Подготовила и провела: воспитатель Иванова Л. А.
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
Публикация «Практикум для педагогов в области „Речевое развитие“ с учётом ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Оборудование: игровое поле, состоящее из 6-ти секторов (красный, синий, зеленый, желтый, чёрный, белый, кубик с соответствующими цветными сторонами,, игровые карточки с заданиями, магнитные доски с прикреплёнными табличками названий команд, фишки для подсчётаочков.
План проведения практикума :
- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «речь».
- Практикум «Проверьте свою грамотность».
- Релаксация
«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Итак, что же такое «речь»?
Объяснить понятие «речь».
Ответы педагогов
(Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.
Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.)
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Часть II.
Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
I. Раздел “Слово”.
1. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
• Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
• Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
• Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующий).
• Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
• Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
• Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
• Все слова языка. (Лексика).
• Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
• Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
• Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
• Часть слова без окончания. (Основа).
2. “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
• Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..
• Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
• Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
3. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
• 4 раздел “Пословицы и поговорки”.
4. Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
• На всякий урок (час) ума не напасешься.
• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
4. Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
5. Замените предложения пословицей
- Учись всю жизнь (век живи, век учись).
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).
- Не болтай (держи язык за зубами).
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).
Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
5 раздел “ В мире сказок”.
6. Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
7 Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
Карточка 1
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга, (отрывок); «Василиса прекрасная», из сборника сказок А. Афанасьева; «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой. (подготовительная)
Карточка 2
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр И. Карнауховой, «Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы, «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы (средняя)
Раздел «Проверьте свою грамотность».
8 Грамматическая правильность
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Вымою голову (шампунь)
Голова покрыта (шаль)
9 Орфоэпическая правильность (бумага голубого цвета)
Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, деньгами, бензопровод, творог, ходатайство, завидно, принудить, мускулистый
10. Лексика (бумага розового цвета)
Исправить предложение:
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
Развитие выразительной речи воспитателя
Командам дается задание:
• произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
тихо ласково удивлённо 1 команда
громко
нежно
удивленно 2 команда
иронично требовательно таинственно
восторженно
Завершая сегодняшний практикум для педагогов, хочется ещ раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребнок, не умеющий серьзно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определнный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, нужно помогать ребнку.
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний практикум помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе практикума мне было…
Я оцениваю практикум…