Юлия Михайленко
Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, одним из основополагающих принципов которой является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла „Моя семья“ — раздел „Наши бабушки и дедушки“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности ребенка. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Роль взрослых в формировании духовно-нравственных качеств ребенка велика. Семья и детский сад в нравственно - патриотическом воспитании должны действовать согласованно. Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного, патриотического воспитания детей.
Педагог должен помочь родителям осознать, что, в первую очередь,в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные старшем поколением, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Продуктивным средством привлечения родителей к совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является проектная деятельность.
Тогда возникает вопрос: «Что мы знаем о своих дедушках и бабушках?»
Здесь хочется прочитать строки советского педагога и психолога Шалва Амонашвили
«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе».
Участники проекта стали: дети средней группы, воспитатель, родители, бабушки и дедушки.
Тип проекта: средней продолжительности, сроки реализации – январь – февраль;
По составу участников: групповой;
По целевой установки: практико – ориентированный, информационный, исследовательский, творческий;
Место реализации проекта: детский сад и семья.
Организация работы по нравственно - патриотическому образованию воспитанников ДОУ охватывает несколько образовательные области:социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Цель проекта:
Оптимизировать формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Формировать у детей ценностное отношение к членам своей семьи (бабушкам, дедушкам).
Задачи проекта:
Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам.);
Познакомить детей с традициями и особенностями детства старшего поколения (бабушки, дедушки) с их интересами, играми, занятиями.
Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;
Условие реализации проекта способствовала
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
Организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядного материала, иллюстраций, фотоальбомов; а так же
Тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогам, детьми, родителями и старшего поколения.
Основными направлениями реализации проекта являются этапы
Подготовительный этап в него входит
Составление плана реализации проекта.
Опрос детей «Что я знаю о семье?»; В результате, которого было выявлено, что знания детей о старшем поколении своей семьи недостаточно глубокие. Некоторые дети затруднялись назвать имена, родственные связи своих бабушек и дедушек.
Беседа с детьми «Мои бабушка и дедушка»;
Прошло анкетирование бабушек (дедушек) «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков»; В результате которого выявлено, что 50 % бабушек и дедушек проживают совместно с семьей, и принимают активное участие в воспитание внуков, утверждая, что их влияние на детей, нельзя упускать из виду. Как более опытные представители семьи, признаются, что оказывают неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения.
Сбор детских фотографий был организован;
А так же было проведено анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей»; В результате анкетирования родителей выявлено, что большинство из них признают важность нравственно - патриотического воспитания и готовы принимать активное сотрудничество с детским садом в данном вопросе.
В ходе основного этапа был сделан акцент на
1. Изучению, чтению, анализу, рассматриванию художественной литературы
«Бабушкин халат» М. Садовский.
«Дедушка» Е. Дюк.
«Моя бабуленька» О. Чусовитина.
«Вместе с бабушкой» Н. Майданик.
«Мой дедуля» А. Чурбанова.
«Моя бабушка» Н. Майданик.
«Моя бабушка» Р. Рождественский.
«Очень бабушку люблю!» Т. Маршалова.
«Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить»
Л. Зиминой.
«Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».
«Волшебное слово» В. Осеевой.
«Дедуля» Т. Боковой.
«Бабушкины руки» Л. Квитко.
«Бабушка» А. Барто.
«Бабушка, ты тоже маленькой была?» А. Плещеев.
2. Проводилась работа с загадками, потешками, считалками, пословицами, поговорками; Например:
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед!
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа!.
3. Был проведен конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка.»
4. Лепка «Угощение для внучат!»
5. Была оформлена фотовыставка «Моя дружная семья»; «Традиции моей семьи»; «Мой дедушка – военный».
6. Проведение дидактические игры:
«Похвали бабушку, дедушку»
«Скажи наоборот»
«Назови ласково»
7. Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»
«Дом»
«В гости к бабушке»
В ходе реализации основного этапа была подготовлена и проведена
8. Консультации с родителями по нравственно – патриотическому воспитания детей: «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно – нравственном и патриотическом воспитании»;
9. Организация встречи с бабушками «Я тоже была маленькая».
10. Подготовлены вопросы для интервью с бабушками, где использовалась «Модель трёх вопросов» (Что знаем,Что хотим узнать, Как узнать). На экране представлены вопросы
11. Интервью:
В какие игры играли наши бабушки и дедушки?
Как выглядели их игрушки?
С кем бабушка дружила?
Какие песни любила бабушка?
Как познакомилась с дедушкой?
Чем ей нравился детский сад?
Помнит ли бабушка свою воспитательницу (первую учительницу?
Кем мечтала стать?
Любимая книга (сказка, рассказ, стихотворение?
Заключительный этап – результат
1. Дети презентовали свое генеалогического древа семьи;
2. Оформление группы, коллажами из детских фотографий наших дедушек и бабушек;
3. Создание видеоролика «Детство наших бабушек и дедушек»;
4. Создание сборника игр «Веселая игротека» со слов бабушек и дедушек;
5. Презентация проекта «Наши бабушки и дедушки»
6. Создание буклета «Семейные ценности – передача важной информации от поколения к поколению».
Главный результат реализации проекта - усвоение детьми ценностей: любовь к родным и близким, стремление к добру. За время реализации проекта, уровень знаний детей о семье значительно повысился.
Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
У детей сформировались представления о дружной, крепкой семье, уважительные отношения к родителям и старшему поколению: бабушкам и дедушкам, чувства сопереживания, дети стали добрее, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.